ПРЕСС-ЦЕНТР



CHELMUSIC.ru TEAM

МАСТЕР-КЛАСС: Запись фортепиано в домашней студии


Дата публикации в СМИ: 10 марта 2010
Дата создания: 10 марта 2010
Читателей: 16768



…Ещё в конце 1940-х американский композитор Джон Кейдж (John Cage) помещал в рояль различные необычные предметы – связки ключей, болты и гайки. Произведения, которые он записывал при помощи таких манипуляций он назвал Sonatas and Interludes for Prepared Piano («Сонаты и интерлюдии для подготовленного рояля»)…
Сегодня наша задача проще. Мы рассмотрим технику записи обычного фортепиано.

Конечно, вы в своём творчестве можете пользоваться библиотеками готовых сэмплов – они сегодня очень качественны, достоверны и имеют право на жизнь. Но любой музыкант с первых же секунд звучания вашей фонограммы определит, записывали ли вы «живой» инструмент или взяли готовые сэмплы. Если у вас есть обычное фортепиано и пара микрофонов – почему бы не поэкспериментировать с ними?

Фортепиано (в английской терминологии «upright piano» в отличие от рояля «grand piano») своей конструкцией похоже на рояль. Различия в том, что фортепиано изначально задумывалось как более компактный инструмент для домашнего музицирования. Звучание концертного рояля очень полное и богатое, с множеством оттенков. Фортепиано звучит проще, «дешевле», и вряд ли имеет смысл записывать исполненные на нём произведения Листа и Рахманинова, даже если ваш музыкант – выпускник консерватории. В конце концов, The Beatles в своих записях часто использовали именно фортепиано. Стали ли их песни от этого хуже?

Технология записи рояля достаточно полно рассмотрена в специальной литературе. Рояль записывают уже около ста лет, и любой желающий может найти техническую информацию об этом. Основные принципа записи, разработанные для рояля, применимы и для фортепиано.



На фото: запись рояля в студии Эбби Роуд (Лондон)

Наша задача осложняется тем, что домашнее фортепиано стоит в жилой комнате, специально не предназначенной для звукозаписи. Поэтому будьте готовы воевать с неподходящим акустическим пространством. Мы попытаемся разместить микрофоны в разных точках вокруг инструмента. Для записи фортепиано вполне достаточно двух микрофонов (конечно, если вы не собираетесь записывать его на шесть раздельных треков и сводить в многоканальном формате 5.1). На фотографиях далее вы увидите много микрофонов, но запись каждого аудиопримера выполнялась только на два из них.

Первый, наиболее очевидный вариант – разместить микрофоны поближе к струнам над открытой верхней крышкой -- примерно так часто записывают рояль. Но в нашем случае нужно иметь ввиду, что если ваши микрофоны расположены слишком низко, то вы можете получить в своей фонограмме провал на некоторых частотах. В микрофоны попадут звуки, например, самых верхних и самых нижних клавиш, вдобавок с призвуками от работающей механики. Поэтому лучше приподнять микрофоны повыше, на 70-80 см и более. Так звучание будет более сбалансированным и с меньшим количеством лишних призвуков.



В первом аудиопримере пара микрофонов Rode NT55 расположена почти вплотную к молоточкам инструмента.

Пример 1.


Во втором примере микрофоны подняты на один метр над фортепиано. Так они дополнительно воспринимают естественную реверберацию, особенно если в вашей комнате голые стены и твёрдый пол.

Пример 2.




Второй способ размещения микрофонов – со стороны исполнителя при снятой передней панели. Конструкция многих инструментов позволяет снять переднюю стенку. Обычно микрофоны размещают на уровне головы исполнителя, нацелив их на молоточки, ударяющие по струнам на расстоянии около метра от инструмента. Такой вариант снятия звука хорош для ярких партий фортепиано в стиле кантри или рок-н-ролл.


Альтернативный вариант – опустить микрофоны ниже, на уровень коленей музыканта. Так мы получим более мягкий «округлый» звук: в микрофоны не лезет стук молоточков, а низкие и средние частоты воспринимаются лучше. Неприятность здесь в том, что в фонограмму попадёт звук педалей и шум от движения ног исполнителя.

Пример 3. Микрофон на уровне головы исполнителя при снятой передней панели.




И, наконец, самый неожиданный вариант – расположить микрофоны за инструментом. Так записывалось фортепиано у знаменитого исполнителя рок-н-роллов Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis). Этот способ даёт на удивление сбалансированное звучание, и вдобавок не требуется снятие передней панели инструмента. Достаточно лишь отодвинуть инструмент от стены – ровно на столько, чтобы в это пространство поместился микрофон. Такой вариант особенно хорош, если у вас есть микрофоны с диаграммой-«восьмёркой»: они могут снимать дополнительные отражения от стены, и саунд вашего инструмента будет наиболее плотным.

В следующем примере микрофоны установлены на расстоянии 50-80 см за инструментом, как показано на фотографии.

Пример 4.




Конечно, если в вашем распоряжении имеется несколько пар микрофонов и многоканальная звуковая карта, вы можете использовать все эти способы одновременно – особенно, если вы записываете поющего Элтона Джона.

Может быть расстроенное «пианино» – это как раз то, чего не хватает в ваших звуковых картинах? В конце концов, кто нам запрещает экспериментировать со старым фортепиано? Насадить на молоточки металлические кнопки, наклеить на струны скотч, оборудовать его звукоснимателями или вместо струн установить металлические пластинки…
Да мало ли чего можно придумать со старым «пианино»!
В качестве бонуса к нашему материалу – одна из композиций Джона Кейджа для «подготовленного» (точнее, «препарированного») рояля. Композитор-авангардист Джон Кейдж (1912-1992) написал девятнадцать подобных сонат и интерлюдий задолго до появления синтезаторов и тем более компьютеров – в 1946-48 годах. Впервые они прозвучали 11 января 1949 года. Кейдж обычно исполнял их самостоятельно вплоть до начала 1970-х, используя для заполнения рояля болты, гайки, куски пластика, резины и связки ключей, установленные внутри рояля в строго определённых местах.



На фото: Джон Кейдж и его инструкция по подготовке рояля



Звучит соната №4 Кейджа для «подготовленного» рояля; подготовку выполняет Тим Оуэнс:




Специально для CHELMUSIC.RU
Вадим Михайлов, по материалам журнала Sound On Sound (Великобритания)

Другие материалы и книгу автора см. здесь :
http://musicsuccess.ru/page/music-career?side-thes
http://www.zvuki.ru/A/P/40046?all=A
http://thesound.ru/author/vm/

отзывы


  • 21:21, 10.03 2010
    red
    Пользователь
  • прикольная статья!) побольше бы таких;) а не всяких там.. ну вы поняли%)

  • 23:34, 10.03 2010
    Wолкъ
    Гость
  • Вот респект автору. Отличная статья, хоть я и не играю на фортепиано.Скажите, а вы не будете писать статьи мастер-классы, о других муз инструментах??

  • 01:30, 11.03 2010
    Daimon
    Пользователь
  • я как раз собираюсь поэксперементировать с записью ф-но - скоро буду заказывать пару 012 от октавы.

    из примеров понравился 1 метод больше. 2 и 3 конечно тоже неплохо, но комнаты бывают разными, надо слушать. 4-й глуховат имхо.

    2 Wолкъ:

    о других инструментах не только будет, но уже и есть давно, и не только о них

    http://www.chelmusic.ru/allarticles.php?type=EXP

  • 03:58, 11.03 2010
    Free
    Гость
  • С нетерпением ждем мастер-класс по басу )

  • 22:32, 11.03 2010
    Валерий Коршунов
    Гость
  • На самом деле статья ничего толком не объясняет. Четыре способа расстановки микрофонов... Да уж. Вообще, со звуком надо экспериментировать и всегда слушать результат в миксе. А вот действительно важной информации нет: как формируется звук в инструменте, резонансные процессы, в каких областях какие обертона скапливаются, где их наоборот меньше... Очень сложный инструмент для записи и выбор микрофонов здесь очень важен. Инструмент-то не маленький. Объединение всех составляющих звука в полноценный звук фортепиано происходит на расстоянии ну не меньше 2-х метров от инструмента, а то поди и больше )) Чем ближе тем беднее и искаженнее звук. Т.е. можно говорить о довольно специфичном звучании на записи в условиях городской квартиры.
    Если вас это удовлетворяет - смело пользуйтесь советами в этой статье. Но если вы хотите добиться естественного звучания...поставьте фортепиано в самой большой комнате посередине, вынесите всю мебель и микрофоны подальше))) на улицу ))
    Пробуйте всё и не слушайте подобных мне умников ))
    А вообще в условиях квартиры синтезатор творит чудеса ))
    И не только синтезатор! Один мой друг вон веревки записывает и у него музыка получается ))

  • 02:38, 12.03 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • 2 Валерий Коршунов

    а по существу есть что сказать?
    рекомендации микрофонов вашего вкуса?

  • 02:40, 12.03 2010
    Daimon
    Пользователь
  • Да, Валер, поделись какие веревки лучше звучат )))

    блин, норм статья. была подобная про запись гитары, и хоть на Abbey Road говорят что микрофоны двигают молодые, они тупо ставят напротив динамика - творческий поиск никто не отменял )

  • 13:29, 15.03 2010
    Дима Дудченко
    Гость
  • Валера, не надо мебель из квартиры выносить - она глушит ненужные отражения! Без нее будет еще хуже.
    Кстати, когда встреча рыбы записывалась на мосфильме, там Овчинников(звукач) поставил микрофоны(DPA) снизу, под клавиатурой, и один общий широкомембранник на рум. И прикольно получилось.

  • 01:33, 17.03 2010
    котихин
    Гость
  • всем рекомендую послушать, что дудченко записал с котом!
    дима пришли ссылку

  • 17:36, 17.03 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • 2 Free :

    По басу не планируется. Про запись электрогитары с комбика материал планируется.

  • 14:57, 26.03 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • Валерий Коршунов:
    Книга И.Алдошиной "Музыкальная акустика", глава про рояль и фортепиано: конструкция инструментов, обертоны, зоны резонансов, направленность излучения разных частот и всё такое. Лучше нигде не написано.
    Не вижу смысла переписывать здесь 100 страниц сухого текста со схемами и графиками, в любом случае установка микрофонов подбирается опытным путём.


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки
Заказать кейтеринг тут https://viezdnoy-banket.ru

Интересные линки