ПРЕСС-ЦЕНТР



Михайлов Вадим

МАСТЕР-КЛАСС: музыкальные заставки для радио и телевидения


Дата публикации в СМИ: 28 марта 2010
Дата создания: 28 марта 2010
Читателей: 10824



Если вы хорошо разбираетесь в особенностях музыкальных стилей, умеете делать аранжировки и в сочиняете музыку, пользуясь компьютером – то вам прямая дорога к созданию заставок (джинглов) для теле- и радиостанций. Возможно, что впоследствии вы дорастёте до записи полноценных саундтреков телесериалов и кинофильмов, но всё начинается с малого.

Безусловно, различные радиостанции и телеканалы имеют разные бюджеты. Но если вам повезёт, и ваша музыка будет звучать в телесериале, который показывают несколько лет, то это может дать вам неплохую финансовую прибыль. Она значительно возрастёт, если программу продадут в разные страны – как, например, шоу «Кто хочет стать миллионером» (в оригинале «О, счастливчик!») или «Поле чудес» («Колесо судьбы»).

Создание джинглов – интересная работа, но в этой части музыкального бизнеса (как, впрочем, и в других) жестокая конкуренция, и чтобы здесь выжить, вы должны быть вооружены лучше своих конкурентов. Это значит, что необходимо досконально знать особенности своей домашней студии: программ, в которых вы работаете, своих плагинов, vst-инструментов и своего «железа», содержать всё это в порядке. Если вдруг в разгар сдачи заказа у вас «накроется» компьютер или «слетит» программа, то вся ваша карьера может пойти под откос. Необходимо уметь всё делать самому – аранжировку, сведение и мастеринг и знать особенности разных стилей музыки. Поэтому – практика, практика, практика.
Так же необходимо знать технические требования, предъявляемые к звуку на радио и телевидении. Например, динамический диапазон не должен быть слишком большим – никакому редактору не понравится, если вашу запись придётся дополнительно компрессировать или регулировать по громкости.
На небольшом примере мы разберём, как сделать заставку для теле- или радиопрограммы. Пусть наша заставка будет в традиционном рóковом ключе.



Начнём с ударных. В программе NI Battery 3 вызовем пресет Multi Mic Kit. В первых трёх тактах у нас будет повторяющийся рисунок, в четвёртом такте добавим триоли 16-ми нотами.

ПРИМЕР 1.


 

Бас возьмём из программы Manytone ManyBass. Пусть он играет фанковую секвенцию в ми миноре, си миноре и на си-септаккорд. Подчеркнём вибрато на некоторых нотах.

ПРИМЕР 2.










 
В первой части партии клавишных воспользуемся электропиано Wurlitzer и органом NI B4. Некоторые заполнения исполним на клавинете. Для электропиано партии двух рук разнесём на отдельные дорожки – на каждую из них назначим разные значения velocity (так звучание будет более естественно).

ПРИМЕР 3.









 
Из плагина Arturia Brass возьмём тембр трубы. Она должна играть яркий синкопированный фанк.

ПРИМЕР 4.












 

Для дополнительного «блеска» добавим стаккато струнных из библиотеки сэмплов Sonic Implant Complete Symphonic Collection и загрузим этот тембр в Kontakt. Струнные будут исполнять заполнения в конце четырёхтактовых фраз и подголоски из двух нот.









 
И, наконец, перкуссия. Вызываем плагин Stylus RMX. Конги дадут нам дополнительный грув в среднем регистре, а шейкер и тамбурин -- в верхнем.

ПРИМЕР 5.




Итак, основная тема готова.

ПРИМЕР 6.






Возможно, что ваша работа понравится заказчику. В этом случае вас могут попросить сделать разные версии заставки – укороченный и удлиненный варианты. Удлиненные версии используются, например, в начале телешоу во время входа в студию ведущих и гостей, на финальных титрах. Возможно, придётся сделать короткий вариант, который мог бы звучать непрерывно в виде закольцованной петли («лупа») – его включают во время непредвиденных пауз. Могут быть и другие пожелания.

 
Мы сделаем 10-ти и 20-секундные варианты нашей заставки. Наш темп 98 ударов в минуту, поэтому каждая часть длится около 10 секунд. В конце каждого варианта запишем в качестве финальной точки удар тарелок.

ПРИМЕР 7.



ПРИМЕР 8.








 

Допустим, нас попросили сделать ещё одну версию. Для 22-секундного варианта мы выделим и скопируем некоторые части.

ПРИМЕР 9.














И, наконец, в последнем варианте заставки длиной полторы минуты просто несколько раз клонируем все части и местами удаляем некоторые инструменты.

ПРИМЕР 10




Итак, допустим, что у вас есть некоторый набор примеров («портфолио») ваших работ. Где найти будущих заказчиков? Конечно, вы можете самостоятельно обратиться на местные теле- и радиостанции, и есть большая вероятность, что вам повезёт.

 
Но существует ещё один способ. В Европе и США есть специальные фирмы — сродни издательским компаниям для авторов песен—которые могут пристроить ваши работы. За это они будут брать часть вашей будущей прибыли (до 50%). Возможен и такой вариант, что композитор-аранжировщик делает работу за фиксированный разовый гонорар. Так, например, звуковые заставки для Windows за 50 000 долларов выполнил знаменитый продюсер Брайан Ино (Brian Eno).

К счастью, в отличие от лейблов и издателей эти фирмы принимают все демо-записи.
Директор одной из этих посреднических фирм—Грэхэм Маклин (на фото). Он говорит, что очень важно не только содержание таких демо-записей, но и их «упаковка»: напишите кратко, чётко и грамотно ваши основные навыки и пожелания, сделайте описания других работ и опыт композиторской деятельности, чем он больше и разнообразнее—тем лучше. Хорошо, если другие ваши произведения присутствуют в Интернете – на них нужно дать ссылку. Если ваши демо-материалы понравятся, то весь бизнес с вами будут вести через Интернет, ехать лично никуда не нужно. Компания сама связывается с теле- и радиоканалами и либо предлагает им что-то из своей готовой базы данных, либо принимает заказ и распределяет его между своими авторами.

Если с вами будут готовы заключить контракт, продумайте заранее: каким образом вы будете получать ваши гонорары? Вряд ли работодатели захотят отправлять вам купюры наличными в конверте. Для того, чтобы получать заработанные деньги, вам нужно вступить в одно из авторских обществ – российское РАО или любое иностранное (американские ASCAP или BMI, германское GEMA—все они доступны для иностранцев).

И ещё несколько советов.

Если вас заинтересовала эта область творчества, спросите себя: смогу ли я быть «хамелеоном»? Могу ли я делать музыку в разных стилях? Как насчёт фортепианного регтайма или джазового диксиленда?

Общаясь с телевизионщиками, имейте в виду, что часто они не могут точно описать ту музыку, которая им нужна. Посмотрите передачи этого канала – как выполнены их заставки? В каком стиле и в какой манере? Возможно, что проще всего будет следовать этим примерам.

Изучайте свои программы и оборудование. Они не должны подвести в самый напряжённый момент. Собирайте библиотеки сэмплов.

Если вдруг в заставке понадобится женский вокал (а вы не в силах его исполнить самостоятельно :), то у вас должна быть база данных профессиональных вокалистов, которых вы могли бы нанять. Платить вы им будете из своего кармана – заказчика не интересует, где и как вы выполняете свою работу. Надейтесь, что ваши гонорары покроют эти затраты.

Убедитесь, что вокалисты могут петь на иностранных языках с хорошим произношением и в разной манере. То же самое касается записи музыкантов-инструменталистов: не всегда всё можно сделать в сэмплах.

Не спорьте с заказчиком. Возможно, у вас будет собственное видение музыкального материала, но клиент всегда прав. Если вам так хочется – предложите заказчику два варианта заставки: тот, на котором настаивает он и ваш собственный.

Перед сдачей заказа проверьте, как звучит ваша работа в автомобиле, через динамики телевизора и музыкального центра, в аудиоплеере.

Всегда вовремя сдавайте готовую работу. Всегда! Если один раз вы сорвёте сроки, то ваша карьера в этой области закончена. Лучше отдать материал раньше срока – возможно, вас попросят что-то исправить. Будьте к этому готовы.

Многие ваши работы будут отвергнуты. Не отчаивайтесь. Они не пропадут, а всего-навсего пополнят ваш портфель заготовок и обязательно пригодятся в будущем.


Специально для CHELMUSIC.RU
Вадим Михайлов – по материалам журнала Computer Music
Другие материалы автор http://www.zvuki.ru/A/P/40046?all=A

отзывы


  • 07:13, 29.03 2010
    Freux
    Гость
  • как говорится лучше один раз потрогать, чем семь раз посмотреть. отличная инструкция, если приложить ее к реальным аппаратам)

  • 23:43, 29.03 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • Ещё полезные ссылки:

    http://thesound.ru/author/vm/

    http://thesound.ru/author/vm/page/2/

  • 00:30, 30.03 2010
    Морализатор (критика из-под бревна)
    Пользователь
  • Мне вегда было интересно, хоть с практической точки зрения эти знания полезны, для кого они ЗДЕСЬ? Для школоты которая играет говнорок? Так им и диктофона хватает.
    Те, кто занимается музыкой всерьез давно уже не заходят на ресурсы вроде челмюзика и не выступают по "манхеттенам" и ли-звукам. И тем более почерпывают все, что нужно из других источников.
    Или все же потешить самолюбие модераторов и администрации?

  • 02:05, 30.03 2010
    Daimon
    Пользователь
  • 2 Морализатор (критика из-под бревна):

    >те, кто занимается музыкой всерьез давно уже не заходят на ресурсы вроде челмюзика и не выступают по "манхеттенам" и ли-звукам

    чорт! я так и знал что ты не занимаешься музыкой всерьез! )

    наверное я не должен этого делать, но раз спрашиваешь, объясню:

    знания, они знания и есть - и являются знанием вне зависимости от того сколько человек его обретет. если тебе не нужно - пролистывай, не ходи на сайт и тп

    посмотрите количество читателей на статьях, оно растет и после того как статья уходит с первой - для интернета не важно челябинский/нечелябинский сайт, регион - если человеку нужно, он находит. не знаю как Вадиму, мне иногда пишут люди с разных уголков страны и СНГ, по поводу моих материалов - либо уточняют, либо просто спасибо говорят.

    Морализатор - у нас есть Миссия - чтобы прокачать как можно больше народу, чтобы все как можно лучше играли. Статьи помогают и это главное. Самолюбие и тп оставьте для себя. В будущем, подобные глупые и не относящиеся к сабжу посты будут просто удаляться

  • 03:04, 30.03 2010
    Freux
    Гость
  • 2 Морализатор (критика из-под бревна):
    статья полезна и интересна сама по себе, и, как я понимаю, рассчитана на широкий круг, а не только на школоту.
    и да, лично я немного прокачался, чего и тебе советую, т.к. статья действительно ИНТЕРЕСНА


  • 03:32, 30.03 2010
    BAXxobbit
    Пользователь
  • Давайте тогда ЧМ выпилим нафиг, раз сюда никто не ходит.

  • 04:11, 30.03 2010
    Daimon
    Пользователь
  • по статистике, в день на ЧМ "не ходит" в среднем 1200 человек )

  • 05:40, 30.03 2010
    BAXxobbit
    Пользователь
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BC

  • 05:48, 30.03 2010
    Daimon
    Пользователь
  • 2 BAXxobbit:

    это был ответ морализатору )

  • 15:48, 30.03 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • 2 Морализатор :

    см. ссылки, которые я дал в комменте и в подписи к статье.

  • 15:48, 30.03 2010
    Морализатор (критика из-под бревна)
    Пользователь
  • Почему же глупые и уж тем более не относящиеся к сабжу? Вроде все предельно понятно и по теме.

    Если не хотите лишней критики - удаляйте что хотите.

  • 15:49, 30.03 2010
    Daimon
    Пользователь
  • если что - сабж статьи джинглы. и хватит об этом, это не критика это ворчание )

  • 16:24, 30.03 2010
    BAXxobbit
    Пользователь
  • вявявя

  • 14:09, 28.04 2011
    ryabush
    Гость
  • мне понравилось. Именно это и говорил мне мой приятель и коллега и работодатель Кочанко(студии в Москве, поглядите..), работая на моей студии. Интересно только, а сколько вы на этой теме зарабатываете?


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки

Интересные линки