ПРЕСС-ЦЕНТР



Михайлов Вадим

МАСТЕР-КЛАСС: запись электрогитары


Дата публикации в СМИ: 4 апреля 2010
Дата создания: 4 апреля 2010
Читателей: 14959



В предыдущих материалах мы много говорили о программах-эмуляторах гитарных усилителей и эффектов (amp-симуляторах). Сейчас они достаточно многочисленны, качественны и имеют право на жизнь, особенно в домашних и малобюджетных студиях. Тем не менее, в ряде ситуаций не обойтись без съёма звука микрофоном с обычного гитарного комбо-усилителя, будь то студийная запись или концертное исполнение.

Поговорим о снятии звука одним или парой микрофонов. Безусловно, здесь нет жёстких правил. Кто-то снимает звук с передней и задней поверхности. Кто-то помещает гитариста в другую студийную комнату, отдельно от его усилителя и дополнительно записывает звук ударов медиатора по струнам. И так далее. Вы можете придумать свои способы записи в зависимости от собственных технических и финансовых возможностей. Мы рассмотрим лишь самые простые и доступные: комбинацию гитарного усилителя и одного-двух микрофонов. Примеры проиллюстрированы фотографиями и аудиофайлами.

Возьмём динамический микрофон. Начнём с самого очевидного его положения: вплотную к усилителю, напротив динамика, строго по его центру. Звук яркий, жёсткий, «бьющий в лицо».



ПРИМЕР 1.




Оставим микрофон так же близко, но сдвинем на пару сантиметров в сторону. Даже такое незначительное перемещение изменяет звук, он становится чуть мягче и менее жёстким.



ПРИМЕР 2.




Сдвинем микрофон ещё на пару сантиметров, на самый край динамика. Звук ещё мягче, но и более «ватный».



ПРИМЕР 3.




Одно из самых популярных положений микрофона—под углом к усилителю. Это даёт достаточно яркости, но без жёсткости и с хорошими "низами".



ПРИМЕР 4.




Если мы отодвинем микрофон на 5-10 см и направим на центр усилителя, то получим яркий, но более «тонкий» звук.



ПРИМЕР 5.




Сдвинем микрофон в сторону, оставив его на том же расстоянии. Звучит не так ярко, как в предыдущем случае и как-то «слабовато».



ПРИМЕР 6.




Поэкспериментируем с конденсаторным микрофоном. Как и раньше, начнём с его установки строго по центру вплотную. Звук яркий и жёсткий.



ПРИМЕР 7.




Сдвинем микрофон на 2-3 см влево. Звук более мягкий и не такой жёсткий, как в предыдущем случае. В отличие от динамического микрофона в таком же положении, конденсаторный даёт больше баса и средних частот. В целом вполне удовлетворительный звук.



ПРИМЕР 8.




Установка микрофона на край динамика даёт ещё более тёплый звук, чем в предыдущих случаях. Но учтите, что конденсаторный микрофон чувствительнее, чем динамический, и слишком большая громкость усилителя может вызвать нежелательные искажения.



ПРИМЕР 9.




Поставим микрофон под углом, направим на центр. Достаточно тёплый звук с необходимой яркостью.



ПРИМЕР 10.




Так как конденсаторный микрофон откликается на низкие частоты лучше, чем динамический, отодвинутый от усилителя он не меняет природу звука совсем уж радикально.



ПРИМЕР 11.




Сдвинем микрофон в сторону на 5-7 см. Звук более тёплый, чем в предыдущих случаях. Вы можете предпочесть динамический микрофон (хотя бы потому, что он дешевле конденсаторного)—но это ваше личное дело.



ПРИМЕР 12.




В нашем третьем опыте мы будем снимать звук парой микрофонов—динамическим и конденсаторным. Сперва они будут стоять по центру, динамический чуть под углом. Звук достаточно «толстый», хотя кому-то может показаться немного хрустящим.



ПРИМЕР 13.




Сдвинем конденсаторный микрофон на пару сантиметров вправо. Динамический оставим там же. Звук теплее, чем в предыдущем случае. Но меняется количество средних и высоких частот.



ПРИМЕР 14.




Сдвинем конденсаторный микрофон ещё сильнее, на край динамика. Как вы можете догадаться, звук ещё теплее, мягче, но с другой стороны, менее разборчивый.



ПРИМЕР 15.




Повернём конденсаторный микрофон зеркально к динамическому. Такая пара даёт больше средних частот, чем в предыдущем варианте.



ПРИМЕР 16.




Отодвинем конденсаторный микрофон на 10-15 см от усилителя. Динамический оставим там же. Более открытый звук с разборчивыми верхами.



ПРИМЕР 17.




И, наконец, попробуем конденсаторным микрофоном снять звук, отражённый от стен помещения (ambience). Такое положение микрофона тоже имеет право на жизнь. Хотя для снятия звука комнаты микрофон обычно располагают в нескольких метрах от усилителя.



ПРИМЕР 18.




Возможно, вы решите немного обработать готовый гитарный трек—особенно если он звучит в общем миксе вашей группы. В таком случае рекомендуется обрезать все частоты ниже 50 Гц. Мы так же чуть приподнимаем середину и самый верх.



ПРИМЕР 19.




Если при записи акустической гитары именно расположение микрофона может иметь ключевое значение, то при записи электрогитары всё же важнее тип микрофона.

Ещё несколько советов.

При записи двумя микрофонами следите за их фазами, особенно когда они расположены друг ЗА другом. Выбор микрофонов может быть очень большой, они бывают разной конструкции и цены. Динамический микрофон—самый доступный выбор, особенно для концертных выступлений. Конденсаторные микрофоны очень чувствительные. Они способны воспринимать более широкий диапазон частот. Здесь мы не рассматривали другие типы микрофонов—ленточные, граничного слоя (PZM) и различной направленности. Если у вас есть возможность, вы можете экспериментировать и с ними.
Если вы записываете электрогитару дома, то можно поместить комбик и микрофон в большой шкаф или в ванную комнату. Можно сделать «домик» для комбика и микрофона: разборный ящик из ДСП или толстой фанеры, обшитый изнутри и снаружи звукоизолирующим материалом с парой небольших отверстий для вентиляции и кабелей. «Домик» убережёт от стресса уши и психику ваших родных и соседей.

Последний совет: вовсе незачем усложнять процесс записи, если можно всё сделать просто и с малыми затратами времени, нервов и денег.


Специально для CHELMUSIC.RU
По материалам журнала Computer Music - Вадим МИХАЙЛОВ.
Другие материалы и книгу автора см. здесь :
http://musicsuccess.ru/page/music-career?side-thes
http://www.zvuki.ru/A/P/40046?all=A
http://thesound.ru/author/vm/

отзывы


  • 11:29, 05.04 2010
    Павел
    Гость
  • У наших звукачей распространен принципиально новый принцип съема звука с комбика: микрофон свисает с комбика на шнуре, при этом качается и бъется об него)))
    Про статью: хорошо, примеров много.

  • 12:57, 05.04 2010
    Donoff
    Пользователь
  • Павел, +1
    Статья полезна, солидарен

  • 18:14, 05.04 2010
    Грусть феи
    Гость
  • +100. отличная статья

  • 22:01, 05.04 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • Дополнение:
    студийная запись гитары на два конденсаторных микрофона больше распространена в Америке, конденсаторный + динамический -- британский вариант.

  • 02:20, 06.04 2010
    Стас
    Гость
  • По-моему, из Guitar Rig уже понятно, как можно в реале разместить микрофоны,чтоб примерно так же звучало

  • 19:48, 06.04 2010
    Бородулин Иван Евгеньевич
    Пользователь
  • Понятный и конкретный мануал для начинающих. Автору зачет.

  • 00:47, 07.04 2010
    Дима Дудченко
    Гость
  • Для конденсаторного микрофона рабочее расстояние минимум 30 см.

  • 01:11, 07.04 2010
    Freux
    Гость
  • молодцом! +мильон

  • 05:22, 07.04 2010
    Eddy
    Гость
  • Спасибо!

  • 17:53, 07.04 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • Дима Дудченко:
    я сам удивился, что на фото конденсаторный микрофон так близко, а "микрофон воздуха" развёрнут вообще не поймёшь куда.
    Видимо, в этом секрет настоящего британского саунда ))))

  • 19:00, 07.04 2010
    BAXxobbit
    Пользователь
  • Секрет британского саунда - это оконец на четвёрке EL34 во всю дурь и тостый закрытый каб на 4 динамика по 12".
    Там уже будет пофиг, куда микрофоны крутить.
    За обзор плюсик.

  • 21:40, 07.04 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • статью оригинальную двоечник поди писал вот вам и весь секрет британского саунда, хотя ежели все устраивает музыканта - все способы хороши

    Может у него дядя на микрофонной фабрике работает.

    2BAXxobbit

    вово
    но это только один звук из всего многообразия
    и дядя на динамиковой фабрике в таком случае тоже не помешает

  • 21:42, 07.04 2010
    Daimon
    Пользователь
  • не все британское что звучит! )

    что-то мне подсказывает что главное это хор каб и мики с гитарой и звукоизвлечением - а там двигать мики и портить уже можно на то кому как нравится ))))

  • 22:31, 07.04 2010
    Байман
    Пользователь
  • Я бы даже так сказал: "не все британское звучит"))))

  • 20:30, 28.04 2010
    sergeyguitar
    Гость
  • Хорошая статья. Наглядно показанно как изменяется звук в зависимости от положения микрофона(хотя в жизни, по моему звук меняется ещё сильнее чем в примерах).

    Стоило бы продемонстрировать технику снятия микрофоном не только на кранчевом звуке, но и на хайгейновом. Было бы сильно интереснее.
    Но это пожелание, а за старания автору СПАСИБО!

  • 17:43, 27.12 2011
    Jozefei4
    Гость
  • Подскажите, пожалуйста, есть комбик 60 ватт, если приобрести микрофон динамический, при скольких процентах громкости производить запись?


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки
Заказать на сайте http://shoppingood.com.ua одежду и аксессуары оптом и в розницу.

Интересные линки