ПРЕСС-ЦЕНТР



Михайлов Вадим

МАСТЕР-КЛАСС: Свет! Камера! Мотор!


Дата публикации в СМИ: 13 мая 2010
Дата создания: 13 мая 2010
Читателей: 8871



Если вы всерьёз занимаетесь музыкой – играете в группе, пишите электронную музыку или песни – то рано или поздно вам захочется, чтобы ваша музыка звучала в кино и с экранов телевизоров. В наши дни это вполне возможно. Компьютерные технологии вам в помощь. Однако если вы захотите работать со звуком в кино и на телевидении профессионально, то вам понадобится умение делать оркестровые аранжировки. О них и пойдёт речь. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Оркестровые аранжировки могут вам понадобиться не только для кино- и телефильмов. Ещё в середине 1960-х продюсеры Фил Спектор и Джордж Мартин начали записывать рок-группы с симфоническими оркестрами. Вы можете добавить виртуальный «оркестр» к студийной записи своей гитарной группы или интегрировать его в электронный проект – это вызовет уважение коллег. Конечно, яркая «хитовая» песня в фильме – это хорошо, но основная задача музыки в кино – создание нужного настроения. На небольшом примере мы разберём, как сделать фрагмент саундтрека в современном эпическом «голливудском» стиле.


На фото: запись оркестра в студии Abbey Road, Великобритания.

Плохая новость: для создания оркестровой аранжировки без знания музыкальной теории вам не обойтись. Но если вы играете на музыкальном инструменте, то вам не составит труда разобраться с тональностями и ладами, классической и джазовой гармонией, контрапунктом и полифонией, музыкальными формами… ну и всё такое.
Хорошие новости: наши виртуальные музыканты играют «с листа» любой материал в любое время суток; не шушукаются у вас за спиной, не требуют повышения зарплаты, не торопятся в садик за детьми и не болеют гриппом; далеко не все композиторы самостоятельно делают оркестровки своих произведений.



На рисунке: схема расположения оркестра на сцене.

Симфонический оркестр состоит из четырёх групп инструментов:
Струнные (violin family) – скрипки, альты, виолончели и контрабасы;
Деревянные духовые (woodwinds family) – флейты, кларнеты, гобои, фаготы и контрфаготы, английский рожок;
Медные духовые (brass family) – трубы, тромбоны, валторны, иногда туба и корнет;
Ударные (percussion instruments) – большой и малый барабаны, литавры, виброфон, тарелки и различная перкуссия.
Арфы (harps) и тем более рояль (piano) не всегда присутствуют в оркестре.
Нынешний состав симфонического оркестра окончательно сложился во второй половине XIX века, до этого оркестры имели совершенно случайные составы.
Наш музыкальный фрагмент состоит из двух частей. Первая часть лирическая, вторая более динамичная и «ударная». В первой части струнные играют гармоническую основу, во второй – главную тему, которая поддерживается синкопами всего оркестра.
Все наши инструменты будут сэмплированные, их можно брать из любых библиотек и плагинов. Самые доступные варианты – это плагин Edirol Orchestra, сэмплы Symphonic Universal Orchestral Instruments (MOTU), Miroslav Philarmonik (IK Multimedia), HALion Symphonic Orchestra, String Essential Peter Siedlaczek. Мы воспользуемся Orchestral Cube из библиотеки сэмплов Vienna Symphonic Library.


ПАРТИЯ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

 
Вся оркестровка «нанизывается» на эту фразу-стержень. Эта партия скрипок, проходящая через всю первую часть. Чёткие стаккато в октаву дают хорошую разборчивость, но нужно аккуратно подобрать velocity для каждой ноты: первая доля такта должна быть акцентирована.


ПРИМЕР 1.



 
Так как скрипки, альты и виолончели исполняют раздельные партии—хотя и с похожими ритмическими рисунками—то для каждой группы струнных нужно подобрать собственные параметры velocity. Всё должно звучать слитно, чётко и разборчиво.

ПРИМЕР 2.





 
Для большей глубины добавим линию баса у контрабасов. Они звучат на октаву ниже, чем виолончели. Подчеркнём ими акцентированные ноты.

ПРИМЕР 3.






 

В целом, стаккато струнных у нас готово. Для большей правдоподобности сразу разведём инструменты в стереопанораме.

ПРИМЕР 4.








 
Между первой и второй частью должна быть трель скрипок в октаву. Возьмём для неё специальный патч Half-tone Trill. Наша трель будет с ускорением темпа и с увеличением громкости.

ПРИМЕР 5.






 
Партии струнных готовы. Мягкая разборчивость в нижнем регистре и протяжные высокие ноты дают полную эпическую картину, плавно переходящую в финальное разрешение.


ПРИМЕР 6.








ПАРТИЯ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ.

 
Звуки духовых инструментов мы возьмём из библиотеки сэмплов Complete Symphonic Collection (Sonic Implant). Главное – чётко представлять себе, какой тип музыки исполняют наши инструменты. От этого зависит манера игры музыканта.

 

Во вступлении звучание должно быть мягче, мы используем соответствующий параметр velocity (показан жёлтым цветом). Средняя партия медных духовых дублирует такую же партию струнных, это поможет нам подчеркнуть гармонию.


ПРИМЕР 7.



 
 
Во второй части у духовых звучание более жёсткое и высокое, музыка более драматичная. К финалу velocity больше, но в самом конце этот параметр смягчаем.


ПРИМЕР 8.




 
Партия труб очень важная, нужно аккуратно подобрать нюансы исполнения. Для полноты звучания запрограммируем ответные «эхо».

 
Если вы хотите добиться реального звучания, то нужно знать особенности конструкций инструментов. Настоящие музыканты не смогут сыграть безостановочно несколько минут стаккато 16-ми нотами. Поэтому в партитуре в начале каждого такта мы оставляем паузы для дыхания.

 
Значения velocity тоже очень важны. Наши духовые делают акценты на первую долю каждого такта, поэтому на остальные ноты мы назначаем меньше velocity.


ПРИМЕР 9.



 
И снова оставляем паузы для дыхания музыкантов. Партии медных духовых готовы, в средней части у них пауза.


ПРИМЕР 10.










ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ.

 
Если вам где-то понадобится подчеркнуть грусть и тоску, то лучшее средство для этого – деревянные духовые. Сэмплы берём там же, где и для медных духовых.

 
В верхнем регистре будут звучать гобой и ещё выше кларнет. Как всегда, тщательно подбираем velocity. Ритмическая основа у деревянных духовых такая же, как у струнных – таким образом мы делаем более массивное звучание оркестра.


ПРИМЕР 11.



 
В примере №12 вы можете услышать добавленные фаготы и кларнеты. Эти партии продублированы в октаву с одинаковыми значениями velocity.

ПРИМЕР 12.




 
Сольный фрагмент гобоя в средней части подчёркивает настроение композиции. Это грустный «жалобный» фрагмент перед финальным рывком нашего оркестра.


ПРИМЕР 13.





 
Трели заполняют промежуток между различными частями. Автоматизацией увеличиваем громкость трели для всех инструментов одновременно.


ПРИМЕР 14.



 
У каждого инструмента имеется огромный запас нюансов звука, особенно это относится к деревянным духовым. На этом рисунке вы видите, что мы выбираем параметр Flutes Legato для флейт. Наши деревянные духовые готовы.


ПРИМЕР 15.







ПАРТИИ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

 
Литавры будут исполнять синкопированный ритм на всём протяжении композиции. Особенность этого инструмента в том, что высоту его тона можно регулировать. В нашей тональности литавры будут исполнять ноты от «до» до «фа».


ПРИМЕР 16.



 
Дробь литавр берём из банка сэмплов. Дробь подчеркнёт переход между частями. Назначаем автоматизацию для постепенного увеличения громкости.



ПРИМЕР 17.



 
  Оркестровый большой барабан отличается от рóкового. Он больше и играют на нём не педалью, а палочками. Добавим его партию.



ПРИМЕР 18.



 
Здесь показаны параметры velocity для трели тарелок и их финального удара. Как всегда, с параметром velocity нужно быть очень аккуратными.


ПРИМЕР 19.



 
Добавляем отдельными нотами партию малого барабана. Дроби малого барабана подчеркнут серьёзные «военные» настроения нашей композиции.


ПРИМЕР 20.



 
Во второй части подойдут удары по тарелкам. В дополнение к ним возьмём сэмпл там-тама (62´´ из банка Elements библиотеки Vienna Instruments). Оркестровый там-там – это не барабан, как думают многие, а круглый лист металла, подвешенный на стойках. Группа ударных инструментов готова.


ПРИМЕР 21.





Вцелом наша симфоническая оркестровка готова.

ПРИМЕР 22.



Звучит неплохо, но ещё не слишком современно. «Осовременим» её при помощи звуковых эффектов.

 
Новые эффекты будем добавлять в виде стереофайлов. Для этого установим в новом окне тот же темп, что был в симфонической части.

 
Добавляя эффекты можно изменить настроение нашего аудиотрека. Пусть наш фильм – это боевик с элементами фантастики. Для придания «фантастичности» добавим электронные удары (hits), «выстрелы» и «прострелы» (sweep) из банка сэмплов UltimateSoundBank X-Treme FX.



ПРИМЕР 23.



 
Если вы хотите приблизиться к современному саунду в стиле поп-музыки или R&B, то нужно добавить электронные ударные. Мы возьмём петлю (loop) из плагина Stylus RMX. Эффекты готовы.

ПРИМЕР 24.

.








Итак, всё готово. Финальный микс: оркестр и электронные эффекты.

ПРИМЕР 25.



Примерно так сейчас создаётся бóльшая часть киномузыки. И не всегда проблема в том, что нет средств на «живой» оркестр: чаще всего музыка в кино записывается под готовый смонтированный видеоряд, то есть в самую последнюю очередь, когда на репетиции с «живым» оркестром и его запись просто нет времени.

Ещё несколько советов.

Делать первые черновые наброски оркестровки лучше всего на самых простых и дешёвых сэмплах или в миди – как бы странно это вам не показалось. Если ваша оркестровка убедительно прозвучит в «дешёвом» миди-варианте, то с хорошими сэмплами она станет только лучше.

Инструменты оркестра в стереопанораме лучше располагать так, как музыканты сидят на сцене. Существует два варианта расположения оркестра: «немецкий» и «американский».
Всегда оставляйте в партиях духовых паузы для дыхания – так ваш оркестр будет звучать более правдоподобно.

Если вы напишите в партии тромбонов быстрый пассаж тридцать вторыми нотами стаккато, то он прозвучит неестественно: конструкция реального инструмента не позволит играть такие вещи. Поэтому необходимо изучать особенности исполнения на реальных инструментах, и тогда вы сможете создать в компьютере достоверную копию оркестра.
В нашем примере для упрощения мы брали сэмплы медных и деревянных духовых целиком, всей группы инструментов полностью. Но для большего реализма лучше дополнительно в унисон накладывать отдельные сэмплы инструментов этих групп соло. (Если у вас масса свободного времени, то можно записывать сэмплами каждый инструмент оркестра в отдельности. )

И самое главное – слушать симфоническую музыку разных стран и эпох. Послушайте настоящий симфонический оркестр в концертном зале. Полýчите массу впечатлений.



Специально для CHELMUSIC.RU
Вадим Михайлов, По материалам журнала Computer Music.

отзывы


  • 15:27, 13.05 2010
    Aндрей Оренштейн
    Гость
  • Электроника конечно смешная, но оркестр звучит очень гуд
    Спасибо за статью

  • 11:08, 15.05 2010
    Вадим Михайлов
    Гость
  • 2 Андрей:
    звучит не оркестр, а грамотная оркестровка.
    Сэмплы инструментов не сильно шикарные.

  • 16:21, 15.05 2010
    Eddy
    Гость
  • Жестко звучит. И с эффектами немного перебор, на мой взгляд. Вообще эффекты накладывают специальные звукорежиссеры-укладчики. На саму оркестровку их накладывать нежелательно. Хотя... Все зависит от конкретной ситуации. Кстати, примерно так звучат "оркестровые" партии в российских фильмах. А в Голливудских блокбастерах, на порядок лучше. Вадим в конце статьи в принципе указал как и почему. Сольные инструменты оживят любую оркестровку, если очень тщательно поработать с велосити и экспрессией. И еще фильтры, эквализация, дополнительный объем и сведение в 5.1... Вуаля, получится Голливудская оркестровка ))))
    Спасибо за статью. Познавательно.

  • 02:48, 17.05 2010
    Пу
    Гость
  • Звучит картонно весьма.
    Однако впечатлило.

    Поболее бы таких статей.

  • 17:42, 20.09 2010
    gost
    Гость
  • Суперррр! Если есть что-нибудь подобное выкладывайте пожалуйста еще.


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки

Интересные линки