ПРЕСС-ЦЕНТР



Михайлов Вадим

Продюсирование гитарных групп. Часть третья.


Дата публикации в СМИ: 18 мая 2011
Дата создания: 4 января 2011
Читателей: 3978



Основной докладчик по теме — Марк Майнетт (Mark Mynett, на фото) – британский звукорежиссёр, гитарист «металлической» команды Kill II This, выступавшей на разогреве у Slipknot, Megadeth, Machine Head, Anthrax и Fear Factory. Его группа записала три студийных альбома. Марк читает курс лекций по музыкальным технологиям и продюсированию в университете Хаддерсфилд.



В предыдущих материалах Марк рассказывал о подготовке к записи, об организационных вопросах и о выборе оборудования и настройке инструментов. Сейчас речь пойдёт об установке микрофонов для записи ударных и бас-гитары.

Майнетт: «Звукорежиссура и запись – само по себе искусство. Оно требует технических знаний и знания оборудования, и ещё очень важно – учитывая специфическое звучание этого стиля – хороший слух на этот материал и его понимание».

Он говорит, что в последнее время всё чаще партии живых барабанов заменяют сэмплами, «…но если вы планируете использовать сэмплы ударных, то стартовая точка любой сессии звукозаписи одна и та же: вы должны добиться такого звучания вашей ударной установки, которое вы слышите внутренним слухом ещё до того, как начали устанавливать вокруг неё микрофоны».

Первое, с чего он начинает в подготовке к записи барабанов – это «бочка». В её записи нужно поймать два важных момента: атаку и «массу» звука. Он говорит, что никогда не использует эквалайзеры непосредственно во время записи и обычно записывает бочку на два микрофона: один передаёт атаку, а второй – основной тон.

Для основного тона он советует микрофоны с большой диафрагмой – AKG D112, Shure Beta 52 или Electro-Voice RE20. Он не рекомендует устанавливать их по центру резонаторного отверстия (так звук будет слишком бубнящим), а сдвинуть их внутрь или наружу на 10-15 сантиметров. Для снятия атаки он устанавливает микрофон ближе к ударному пластику, но на расстоянии около 10-12 см. Для атаки он обычно использует микрофон Sennheiser MD421 или иногда PZM-микрофон граничного слоя.



На фото: Sennheiser MD421 и Shure Beta 91 внутри бочки и кусок пластыря, наклеенный под место удара педали.

Майнетт: «Как альтернативу для записи атаки бочки я использую микрофон (граничного слоя) Shure Beta 91, у него низкопрофильный дизайн и микрофонная стойка не требуется».

Этот микрофон он устанавливает на пластиковую пластину непосредственно внутри бочки, на высоте примерно 1 от её диаметра и на 10-12 см от ударного пластика – для этого приходится снимать задний пластик. Вместо пластиковой пластины можно использовать любой достаточно жёсткий листовой материал – фанеру или оргстекло.

Можно накрыть заднюю (неударную) сторону бочки вместе с установленными там микрофонами любым звукопоглощающим материалом – толстым одеялом или ковром, так будет лучше для звукоизоляции этих микрофонов. Что касается записи партии бочки, то Майнетт советует в самых трудных местах песни вообще не играть её партию, а записать эти фрагменты позже наложением – это будет точнее, чище и аккуратнее.

В установке микрофонов на рабочий барабан и «железо» нет никаких особенностей и специфических микрофонов, всё так же, как и в других стилях – об этом достаточно рассказывалось в различных публикациях, в том числе на thesound.ru. Совет лишь один: если вам нужно «мясо» ваших барабанов, записывайте их так же, как бочку – на два микрофона.

Майнетт: «Что касается микрофонов-«оверхэдов», то моя техника записи определяется количеством тарелок, которых в «металле» может быть достаточно много. В случае, если используется сравнительно небольшое их число, то я ставлю на каждую тарелку отдельный микрофон на расстоянии 30-60 см и направляю их в сторону от малого барабана. Если же тарелок много, то я ставлю один микрофон на две тарелки на таком же расстоянии. Если нет возможности установить индивидуальный микрофон на каждую тарелку, установите общую пару микрофонов на всё железо на высоте 50-100см над тарелками. Оба микрофона должны быть на равном расстоянии от малого барабана и в сумме передавать стереокартину вашей ударной установки».

Если есть возможность и позволяет акустика помещения, то Марк советует установить в комнате на расстоянии 3-5 метров от барабанов микрофоны «воздуха». Он предпочитает Neumann U87 или AKG C414. Некоторые продюсеры при сведении оставляют без изменений треки, записанные этими микрофонами, а треки барабанов, записанные близкими микрофонами заменяют на сэмплы.



На фото: типичный пример установки микрофонов.

Во многих стилях рок-музыки бас-гитару принято записывать одновременно на две дорожки: один сигнал напрямую «в линию», и второй с микрофона, установленного возле комбика (кабинета). Ценность сигнала записанного «в линию» в том, что позже можно выполнить его реампинг (перезапись через усилители и приборы обработки).

Майнетт: «Что касается записи микрофоном, то это даёт «мясо» и тяжесть гитарного звука. Я советую потратить время и до начала записи послушать, какой из динамиков вашего «кабинета» звучит лучше. Просто подставьте свои уши по очереди к каждому динамику и послушайте на приемлемой громкости. В кабинете 4 х 10 два динамика, дальше удалённых от пола обычно звучат иначе, чем остальные. Избегайте записывать один-единственный 15-дюймовый динамик, у него меньше верхней середины по сравнению с 10-ти и 12-ти дюймовыми. Многие продюсеры любят ставить микрофон близко к раструбу динамика, чтобы получить яркую атаку баса. Но тогда у низко настроенной бас-гитары низы могут получиться «дряблыми», не чёткими».

Если вы определились с выбором динамика, то далее Марк советует сперва поставить микрофон как можно ближе к нему, и постепенно отодвигая микрофон дальше, прослушивать сигнал, поступающий с него. Но отодвигать не далее, чем на 30-35 см, потому что потом микрофон начинает дополнительно ловить другие звуки – конечно, если «кабинет» не находится в звукоизолированном отсеке. Если в звуке слишком много ненужных низких частот, то он советует использовать динамический микрофон с малой диафрагмой — Sennheiser 421 или даже Shure Beta 57.

Он говорит, что в последние годы значительно пересмотрел свой подход к записи баса, виной чему виртуальные амп-симуляторы. Сейчас он часто прогоняет через них сигнал, записанный «в линию» и микширует с сигналом, записанным через микрофон.

Сложность с бас-гитарой ещё и в том, что в «металле» бас и гитары играют очень низко, на искажённом звуке, и спектры их звучания сильно перекрывают друг друга. Марк вспоминает, что в своих первых звукорежиссёрских опытах испытывал трудности со сведением баса и гитары, но сейчас у него в этой области накоплен достаточный опыт:

«По мере развития моих продюсерских способностей я понял, что искажения звука (бас-гитары) – это один из способов точно посадить его в общий микс вместе с гитарами. Это значит, что в миксе можно будет дать больше баса, больше тяжести и глубины. Лучший способ добавить драйв баса в миксе – это сразу записывать его с сильными искажениями. Вы можете сделать ре-ампинг его чистого трека, но я это делаю сразу, записываю (на две раздельные дорожки) искажённый сигнал и одновременно чистый, проходящий через эмуляторы.

Во время сведения вы потом можете комбинировать их и сводить с дорожками других инструментов. Такой метод подтверждает ту мысль, что вы имеете возможность сразу контролировать перегруженное звучание баса. Многие продюсеры совершают ошибку, записывая микрофоном с «кабинета» перегруженный бас, но без нужного драйва.

В одном из первых альбомов, которые я записывал как звукорежиссёр – это был альбом Sink Or Swim французских металлистов Kizen – я добился неплохих результатов, используя гитарный амп-симулятор, такой как Sansamp PSA1 или Sansamp GT2 для этого канала перегруженного звука. Как альтернативу я могу использовать педали перегруза, такие как Boss Metal Zone, как было на дебютном альбоме XXL группы Head On, так же разделяя два сигнала баса».



Иногда в записи бас-гитары Марк прибегает к нестандартному подходу и использует для перегруженных партий баса …маленький гитарный комбик:

«Я добивался отличных результатов в записи перегруженного баса через маленький гитарный комбо, особенно хорошо через гибридный аппарат типа Peavey Bandit 112 (на фото). Комбик (обычно) снимался микрофоном при записи ритмических партий гитары, с настройками эквалайзера для передачи верхней и нижней середины. Если записывать этот комбик (с бас-гитарой) одновременно снимая микрофоном (с басового «кабинета») чистый звук баса, следите, чтобы между этими микрофонами не было взаимного проникновения звука – поставьте их в разные комнаты, если это возможно».

Таким образом, записывая и микшируя разные треки, Майнетт обеспечивает себе возможность манёвра и более разнообразный саунд бас-гитары.

В следующей части материала речь пойдёт о записи гитары и вокала.

… продолжение следует …

Вадим Михайлов, thesound.ru

отзывы


  • 20:43, 20.05 2011
    Alex Nimrod
    Гость
  • интересная статья, жду продолжения

  • 23:19, 20.05 2011
    Вадим Михайлов
    Гость
  • некоторые звукорежиссёры для микрофонов "воздуха" на ударной установке используют микрофоны PZM из-за их высокой чувствительности; и эти же микрофоны для записи бас-гитары

  • 04:11, 21.05 2011
    Djansan
    Гость
  • Получилась какая-то рекламная статья... метолзона и бандит вообще сомнительные вещи..)))

  • 12:02, 21.05 2011
    BAXxobbit
    Пользователь
  • >рекламная статья
    ага ,к тому же не актуальная. Сейчас надо было писать "бутиковая копия кранк дистмакс" и "Defender 5H"

  • 21:08, 23.05 2011
    Егор
    Гость
  • Статья толковая, только ей уже пицот лет)

  • 21:10, 23.05 2011
    Daimon
    Пользователь
  • мне интересны только пара моментов - мик пограничного слоя (хотя что уж тут - просто купить надо и попробовать) и бас через комбо попробовать.

    остальное у Егора Сюткина наблюдал все )


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки

Интересные линки