ПРЕСС-ЦЕНТР



Михайлов Вадим

Продюсирование гитарных групп. Часть четвёртая.


Дата публикации в СМИ: 20 июня 2011
Дата создания: 13 января 2011
Читателей: 4472



Основной докладчик по теме – Марк Майнетт (Mark Mynett, на фото) – британский звукорежиссёр, гитарист «металлической» команды Kill II This, выступавшей на разогреве у Slipknot, Megadeth, Machine Head, Anthrax и Fear Factory. Его группа записала три студийных альбома. Марк читает курс лекций по музыкальным технологиям и продюсированию в университете Хаддерсфилд.

В предыдущих материалах Марк рассказывал о подготовке к записи, об организационных вопросах, о выборе оборудования и настройке инструментов, о микрофонах для записи ударных и бас-гитары. Сейчас речь пойдёт о записи гитары, вокала и некоторых студийных секретах.

Майнетт: «Когда речь заходит о записи гитары, все продюсеры согласны с тем, что нужно получить необходимый саунд гитары ещё до начала записи».

Он имеет ввиду, что многие гитаристы записываются под девизом «включаюсь и играю» и при этом надеются на звукорежиссёра, который при помощи каких-то мистических ритуалов должен создать необходимый звук.

Марк считает такой подход в корне неверным.

Майнетт: «Удивительно, но однажды осознав важность роли гитары в металле, вы сможете подобрать себе подходящее оборудование и играть правильным звуком, потому что запись ритмически точных партий гитар – залог успеха продюсирования. Не существует общих звукорежиссёрских стандартов или каких-то таинственных технологий записи гитары, и лучшие примеры гитарного звучания в металле могут быть записаны при помощи простой комбинации «отличный исполнитель + простое оборудование», записанной простым микрофоном Shure SM57. Лучший совет, который я могу дать – подходите к выбору микрофона и к месту его установки проще. Роб Флинн (Rob Flynn) из Machine Head как-то объяснял мне свой подход к записи гитарного звука микрофоном: "Мы используем (одновременно) на «кабинете» SM57 и 421, но в миксе больше 421-го". Как правило, вам не нужно ставить свой комбик в большую комнату и располагать микрофон далеко от него; для получения «толстого» звука тяжёлой ритм-гитары достаточно поставить микрофон поближе, обычно не далее 15-20 см от защитной решётки. Если вы заранее подобрали нужный гитарный саунд, то верно поставить микрофон в нужное положение уже не составит труда. Если заранее нет нужного звука, то можете как угодно ставить микрофон – всё бесполезно. Так же, как с басом, нужно поэкспериментировать в поисках динамика, звучащего лучше остальных».

Марк советует сперва поставить микрофон на расстоянии 3-4 см от решётки и чуть в стороне от оси динамика. Послушать принимаемый сигнал и затем постепенно двигать микрофон на 4-5 см дальше и на пару-тройку сантиметров влево-вправо, прослушивая промежуточные результаты. Если ваша гитара настроена очень низко, то лучше отодвинуть микрофон подальше, на 15-20 см от решётки. Он говорит, что двигать дальше, чем на 25-30 см от решётки нет смысла – звук на этом расстоянии уже не меняется принципиально, а микрофон начинает воспринимать реверберацию помещения. Оптимальные положения микрофона находятся на расстоянии 5… 25 см от решётки и на отрезке от центра динамика к его краю. Если ни одно из положений не позволяет избежать бубнёжки в нижней середине частотного диапазона, то есть смысл во время исполнения и записи ритм-партий заглушить (демпфировать) шестую струну.

Запись гитары на два микрофона и соответственно два раздельных канала так же, как в случае с бас-гитарой даёт больше свободы при сведении материала.

Майнетт: «Мой собственный способ записи на два микрофона – это записывать с лучшего динамика на два Shure-57 или на 57 и Sennheiser-421».



На фото: Shure-57 (слева) и Sennheiser-421 (справа).

Марк ставит микрофоны примерно так, как показано на фотографии: Shure как можно ближе к решётке и чуть под углом, а Sennheiser немного дальше.

Он говорит, что самая распространённая ошибка при записи «металлической» гитары – это почти полное отсутствие средних частот. Лучше всё же их записывать, но потом корректировать эквалайзером при сведении: если их не будет в исходном сигнале, то при сведении взять их будет негде.

Майнетт: «Избегайте пользоваться перегрузами из дешёвых процессоров. Если вы работаете с ламповыми комбиками и «головами», используйте в качестве фундамента вашего саунда естественный перегруз. Хороший способ «утолщения» гитарного звука низко настроенных инструментов – использовать педаль Ibanez Tube Screamer не только для добавления драйва или уровня сигнала. Просто пропустите гитарный сигнал через эту педаль, и он станет «толще» на низких частотах. При продюсировании металла (и гитарных групп вцелом) обычное дело – иметь две партии гитары слева и справа в стереопанораме. Обычно группы записывают дважды один и тот же рифф, но слегка изменённый ритмически. Ещё одна частая ошибка – использование слишком большого количества перегруза во время записи этих наложений гитар, что ведёт к менее разборчивому звуку. Если есть возможность, попробуйте записать партии с меньшим уровнем Gain и проанализируйте их разборчивость в нижнем диапазоне».

Ещё один способ «утолщения» звука – добавлять на исходный сигнал гитары дилэи с очень малыми настройками иили с разным уровнем сигнала, подбирая параметры так, чтобы не было слышно два раздельных сигнала – обычно не более 15-20 миллисекунд задержки. Во время записи дублей можно экспериментировать с положением микрофонов и различным оборудованием – другими «головами» и «кабинетами», и если есть возможность – с другими гитарами.

Что касается записи вокала, то никаких стандартов нет: выбор микрофона зависит от особенностей конкретного исполнителя. Можно комбинировать два микрофона – один для более агрессивных партий, и второй для более мягких. Совет Майнетта лишь один: лучше иметь отличное исполнение вокала, записанное на не очень «крутом» оборудовании, чем плохое исполнение, записанное на шикарном оборудовании.



На фото: близкий микрофон используется для записи более мягких партий вокала и дальний для более агрессивных.

Общее обязательное требование Марка – записываться под метроном. Он обговаривает это с группой ещё на стадии предварительных встреч и репетиций. Даже если ударник не привык играть под «клик», Майнетт заставляет это делать на нескольких репетициях перед приходом в студию. В крайнем случае он может отложить запись до тех пор, пока группа не будет играть точно. Если перед записью основного материала группа записывает демо-черновик, то это тоже делается под метроном. Затем в студии при записи основного материала эти черновые треки можно подать в наушники вместо «клика» (разумеется, если они исполнены ритмически верно).

Чаще всего Марк настраивает метроном на каждую четверть, но иногда барабанщику удобнее слышать лишь первую долю каждого такта.

Ещё один совет по поводу записи от продюсера-звукорежиссёра Расса Расселла (Russ Russell, работавший с Napalm Death, Dimmu Borgir, Evile, на фото ниже) – записать по отдельности сэмплы каждого барабана и тарелки с вашей ударной установки:

Расселл: «Для записи сэмпла малого барабана я свожу сигналы, записанные микрофонами с верхнего и нижнего пластиков и «оверхэды», получая общий хороший звук»



Некоторые продюсеры – например, Энди Уэллэс (Andy Wallace) – затем сводят треки микрофонов «воздуха» с записанными сэмплами ударных, а другие – такие, как Джон Каниберти (John Cuniberti) – наоборот, записывают сэмплы ударных максимально «сухо».

Эти сэмплы можно будет вставлять в тех местах, которые потребуют тщательного редактирования, либо вообще заменить ими партии отдельных (и даже всех) барабанов.

В следующих сериях – сведение и мастеринг, аудиопримеры.

… продолжение следует …

Вадим Михайлов, thesound.ru

отзывы


  • 19:27, 22.06 2011
    serg
    Гость
  • Ну ибанез тьюбскимер с его вырезом низких частот безусловно лучшая вещь для утолщения звука нзко отстроенной гитары.... Ну и вопрос дня- как определить лучший динамик в кабинете где все динамики одной модели?

  • 19:43, 22.06 2011
    Daimon
    Пользователь
  • по тьюбскримеру - наверное просто нравится звук на выходе )

    признак лучшего динамика - из него идет звук! )))

  • 12:04, 24.06 2011
    Александр
    Гость
  • Без тьюбскримера семи-восьмиструнки включенные в какой-нить модный енгл или меса-буги выдают прикольное пердение, ооочень толстое.

    По статье - где-то я такое уже видал)


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки

Интересные линки