ПРЕСС-ЦЕНТР



Михайлов Вадим

БЕЙОНСЕ: под номером четыре


Дата публикации в СМИ: 20 мая 2013
Дата создания: 10 января 2013
Читателей: 4021



Четвёртый студийный альбом американской вокалистки Бейонсе «4» записывался в десяти студиях по всему миру. В его создании участвовало несколько продюсеров и звукорежиссёров. Один из них – Ди-Джей Свайвел рассказывает об этом проекте.

Beyoncé – "Love On Top"




Американка Бейонсе (полное имя Beyonce Knowles) сегодня является одной из самых популярных вокалисток мира: общий тираж первых трёх сольных её альбомов составляет 25 миллионов копий. Все её альбомы побывали на первой строчке американского хит-парада Billboard.


В 2010 году Бейонсе взяла долгую паузу для отдыха и осмысления жизни и после этого весной 2011 года рассталась со своим продюсером-менеджером, который так же был её отцом. Бейонсе-отец, профессиональный музыкальный менеджер, занимался карьерой дочери с 1990-х, включая её  участие в поп-группе Destiny's Child. По словам вокалистки, она сама приняла это решение, так как почувствовала, что имеет силы и опыт самостоятельно строить свою карьеру. Бейонсе: «…время сделать перерыв, заменить батарейки».

«Замена батареек» продолжалась полгода, после чего Бейонсе снова вернулась к работе. Очередной альбом Бейонсе «4» — соответственно четвёртый в её сольной карьере – был важен для неё потому, что она впервые всё делала самостоятельно без поддержки отца, и хотела доказать прежде всего самой себе, что способна выдать качественный продукт.



Джордан Янг (Jordan Young, он же  DJ Swivel; на фото), звукорежиссёр и продюсер:

«Однажды мне позвонил Омар Грант (Omar Grant), который в то время работал в отделе артистов и репертуара фирмы Epic, и сказал, что Бейонсе нужен звукорежиссёр. Она не начинает запись альбома, но ищет кого-то, с кем можно было бы поработать над некоторыми идеями».

Янг без раздумий согласился.

Джордан Янг с детства интересовался музыкой. По его словам он не играет ни на одном инструменте, хотя в детстве и в юности пытался освоить скрипку, трубу, играл в группах на бас-гитаре и занимался ди-джеингом. Сегодня он живёт в Нью-Йорке и работает звукорежиссёром-продюсером в разных студиях.

Работа с Бейонсе началась в мае 2010 года в нью-йоркской студии Rock The Mic. Первой совместной песней стала композиция 'Party' – её записали в качестве эксперимента: посмотреть, что получится из этого сотрудничества.

Янг: «Я горжусь тем, что я «быстрый» звукорежиссёр и смог в первую же сессию быстро сделать всё, что ей нужно. К счастью, ей понравился результат и моя скорость работы, и мы начали обсуждать работу над альбомом».

Beyoncé – " Party ":



Шесть недель спустя весь процесс записи альбома закрутился очень быстро. Ещё несколько дней он поработал с Бейонсе в студии Rock The Mic, но вскоре понадобилась более просторная студия. Следующие полторы недели работали в студии KMA Studios. KMA для Янга почти родной дом – он был первым, кто работал в студии сразу после её открытия в 2007 году. KMA оборудована мониторами Genelec 1031, которые очень нравятся Янгу:

«Контрольная комната в KMA долго была моим вторым домом. 1031-е, по-моему, лучшие мониторы ближнего поля. В КМА так же есть мониторы Griffin, тоже отличные. Комната очень «честная», что тоже важно. Она очень чётко передаёт реальную звуковую картину».





На двух фото вверху: студия KMA.


Затем проект переехал в студию MSR, где были сделаны основные записи. В целом же проект записывался в десяти студиях.

Джордан Янг: «В самом начале проекта мы провели пару дней с группой Фела Кути (Fela Kuti) в MSR, где экспериментировали с трубами, перкуссией, ударными, гитарами и клавишными. Делали петли, допустим, секции перкуссии – конги, к примеру – и позже использовали их в разных композициях; композиции могли быть в разных темпах и тональностях, поэтому приходилось это сдвигать или изменять. Для этого я использовал (плагин Pro Tools) Elastic Audio. Это наилучшее, что я мог использовать; никаких правил не было. О-кей, это не самый ортодоксальный способ работы, но всё было очень свободно, можно было делать всё, что угодно, и что бы она (Бейонсе) не пожелала – это было круто с самого начала».

Янг: «В тот же период мы работали 11 дней в Австралии, и некоторое время провели в Лондоне, и ещё несколько дней в Real World –  студии Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) в Бокс, это маленький английский городок».

Запись основных партий альбома была закончена к январю 2011 года.

Янг: «В январе в Нью-Йорке открылось чудесное место, студия  Jungle City Studios, и они (владельцы студии) согласились выделить нам неделю. Нам очень понравилось это место, мы работали там очень много, до самого конца проекта».



На фото: Jungle City Studios, аппаратная.


Из-за многочисленных путешествий по студиям разных стран весь проект делался в компьютере. Единственное «железо», которым постоянно пользовался Янг – это процессор Lexicon 960. Сперва Янг работал в системе Pro Tools HD8, но в середине проекта перешёл на Pro Tools HD9.

Янг: «Если вы всё время меняете студии, то не можете использовать много «железного» оборудования. У меня в 960-м есть любимые пресеты, приходилось пользоваться ими. Большинство работы делалось в компе. Там были все необходимые плагины: наборы Waves, SSL, (Line 6) Amp Farm и Echo Farm. Они покрывали большинство моих нужд».

Янг добавляет, что работа с «железными» приборами обработки подразумевает, что нужно вникать в их коммутацию и в настройки, и каждый раз в новой студии подстраиваться под окружающее пространство. С плагинами же он был избавлен от этих проблем.

Янг: «Плагины сегодня настолько продвинутые, что очень трудно услышать разницу между ними и реальными приборами (обработки). Уверен, что меломаны могут услышать (в какой-нибудь готовой записи) звучание реальных винтажных приборов, но по-моему, дело не в оборудовании. Я стремлюсь передать нужные чувства и чтобы всё звучало качественно. Винтажные приборы сами по себе не делают хитовую запись».

Барабаны в основном записывались в студии MSR. Янг использовал микрофонные преампы Neve 1073, в которые включал микрофоны Shure SM57 (для малого барабана, сверху и снизу), Sennheiser'ы MD421 (на томах), AKG D112 (на бочке), Neumann KM84 (на хай-хэте) и пару  Neumann U87 либо AKG C414 на «оверхэдах».

Янг: «Мы могли записывать комнату по-разному — иногда стереопарой или в моно, иногда микрофонами по системе X-Y».

При записи барабанов Янг сразу использовал эквалайзеры.

Янг: «Она (Бейонсе) очень быстрая в работе, она никогда не позволит вам терять время впустую или что-то в этом духе, поэтому как только были записаны барабаны, то мы сразу же начинали делать что-то другое. Почему мы работали в отличных студиях – потому что знали, что там имеется отличное оборудование, и нам не приходилось беспокоиться о его дополнительной аренде. Часть моей звукорежиссёрской работы – убедиться, что сессия (записи) не просто движется, а движется в её (Бейонсе) темпе».

Что касается гитар и бас-гитары, то они записывались в линию, чтобы позже можно было выполнить их ре-ампинг.

Янг: «Мы записали много (партий) гитар и баса. Гитары я записывал в линию и смешивал (т.е. обрабатывал сигнал) в Amp Farm и в плагинах дисторшн, типа Guitarstack. (Плагин) Decapitator тоже хорош, это один из плагинов Sound Toys. С басом было в основном так же: я брал сухой сигнал – мне это давало свободу работы с ним в компьютере, хотя в одной песне мы использовали Focusrite Liquid Channel. В нём есть старый «винтажный» пресет, дающий отличный звук».

Большинство партий клавишных выполнено в редакторе Logic. Рояль записывался двумя микрофонами AKG 414 через преамп API.

Была задействована духовая секция из пяти человек – их записывали микрофонами AKG 414 и С12, ленточными  Royer 121 и RCA. Янг говорит, что выбор микрофонов зависел от их наличия в конкретной студии, но в любом случае все исполнители на духовых хоть и играли одновременно, но находились каждый в собственном звукоизолированном отсеке.

Янг – о записи духовых: «Для меня этот процесс в основном заключался в получении чистого звука, и как только он (нужный звук) был получен, то занимались музыкальной частью. Если было нужно, то я монтировал (материал из разных дублей), но само исполнение гораздо важнее, чем крутые винтажные железки, ну вы понимаете».

Янг собственноручно сводил две песни альбома — 'I Care' и 'Schoolin' Life'. Сведение он делал в студиях КМА и Jungle City Studios.

Beyonce "I Care":



Янг: «Я заранее не  знал, что буду сводить 'I Care'. К счастью, во время записи альбома у меня была пара (свободных) дней, и я сделал (предварительное) сведение, потому что прочувствовал материал, ну и как только демо было готово, Би (Бейонсе) сказала, что я буду сводить и окончательный микс».

В песне  'I Care' всего 75 дорожек – 35 инструментальных и 40 вокальных. Янг говорит, что самое трудное было вручную выровнять по сетке партию барабанов, каждый удар в отдельности.

Янг: «Это было очень монотонно, но это было лучшее, что я мог сделать. Если вы используете для привязки (плагин) Beat Detective – это не лучший вариант. Совпадение (партий ударных) должно быть точным до миллисекунды, поэтому я совмещал по времени бочку и малый барабан».

Вдобавок он при этом проверял, чтобы между «живыми» и программными барабанами не было фазовых искажений. Для обработки ударных Янг использовал плагин реверберации Avid D‑Verb, подрезал частоты в районе 8.6 кГц, пропустил все партии через пульт SSL  и гейт с параметром release в 0.6 секунд. Янг старался получить звучание ударных в духе 1980-х.

Янг: «Как только я получил (нужный) звук, то прижал верх, чтобы убрать мутность. В действительности реверберация двойная: гейтированная реверберация на малом и томах, а на остальных ударных пластиночная реверберация из Lexicon 960, просто для общего сглаживания. Опять же, это всё немного нетрадиционно, я хотел это переделать, но Би сказала, чтобы я оставил всё как есть, что этот вариант самый лучший».

Во время сведения Янг иногда заменял отдельные звуки сэмплами в соответствии с пожеланиями продюсеров. В 'I Care', например, он добавил пару сэмплов бочки тише основной партии и поднял их на октаву вверх – их трудно услышать, но они чувствуются в мощных акустических системах.

Сведение барабанов в песне 'I Care' Янг закончил в четыре часа ночи.

Янг: «Я и сам продюсер, и поэтому во время сведения всегда думаю: этот ли саунд хочет получить продюсер? Иногда в плагинах невозможно получить (нужное) звучание, поэтому мне нужна творческая свобода для замены звуков, но если продюсеру это не нравится, то это можно просто мьютировать – всего делов-то!»

В песнях Бейонсе вокал – самое главное, ему Янг уделил особенно много времени.

Во время записи вокала использовали стереомикрофон AKG C24, перамп Avalon 737  и компрессор UA1176.

Янг: «Бейонсе сама выбрала микрофон – не просто по модели, я поставил ей шесть микрофонов, она спела в них и остановила выбор на одном. Этот микрофон даёт её вокалу удивительную текстуру. Звучание приятное – тёплое, мягкое и богатое»

Вокалы обычно записывались за 5-6 дублей, и затем Янг с Бейонсе монтировали готовый результат, иногда составляя его из отдельных фраз разных дублей. Затем после монтажа основного вокала записывали бэк-вокалы – как правило, их исполняла сама Бейонсе.

Янг: «Сказать честно – запись вокалов была самой лёгкой частью этого проекта, потому что она поёт хорошо. Это сильно облегчало мою задачу».

В обработке вокалов ничего особенного не было, Янг лишь добавил дилэй четвёртыми нотами и плагин Amp Farm для жёсткости в  средней части песни на фоне гитарного соло. Реверберация – холл в соотношении 50% сухого и обработанного сигналов.

Янг: «Что я заметил во время сведения – и это касается всех моих миксов –  я ненавижу панораму строго влево-вправо. Для ширины я панорамирую частично: 40/40, 60/60, 70/70, 80/80, 90/90, и этого достаточно.  Думаю, что если панорама жёсткая (т.е. строго влево-вправо), то это слушается изолированно и некомфортно для ваших ушей. Мне нравится мягкое звучание, и с Би это работает хорошо.  Мне нравится «стена» бэк-вокалов. Это лучший способ уложить её вокал в стереопанораму – широкое звучание, но самое основное в середине».

Любимая песня Янга с этого альбома — 'Schoolin' Life'.

Beyoncé –'Schoolin' Life':



Янг: «Уверен, что она (Бейонсе) отдала мне эту песню для сведения потому, что песня мне очень понравилась! Я водил её в великолепной комнате в (студии) Jungle City. Всё, безусловно, построено вокруг вокала, но так же много продюсерских элементов. Всё должно быть отчётливо слышно – там много интересной перкуссии, хороший развёрнутый  припев».

В песне было около 100 дорожек, половина – аранжировка, половина – вокал. Основной задачей Янга было сделать верный баланс голоса и инструментов. В качестве «фишки» Янг применил такой приём: параллельно основному вокалу он сделал ещё одну дорожку вокала, которую обработал компрессором с ratio 50:1 и с низким порогом срабатывания. Это дало жёсткий «песочный» звук. Затем Янг сильно уменьшил громкость этой обработанной партии – её очень трудно услышать, но она добавляет вес основному вокалу.

Барабаны снова были сделаны в духе 1980-х – гейтированная реверберация на малом барабане и дополнительный сэмпл бочки.

Удивительно, но всё сведение песни заняло лишь пару часов.

Янг: «Там было много дорожек, но мне это нравилось, скажу честно. Я знал, как это должно звучать, и это была последняя песня, которую мы делали. Много микширования делалось при продюсировании, это помогло».

В отличие от песни 'I Care' в'Schoolin' Life' было много запрограммированных компьютерных партий – гитары, ударные.

Янг: «В песне должно было быть особое пространство. Там есть перкуссия  несколько случайных звуков, плюс отличная партия гитары, но нужно было сделать все эти партии сбалансированными и чёткими. Легко что-то упустить, а это может сильно изменить звучание записи».

Невероятно, но в этом проекте было записано более 70 (!) песен, в основной альбом вошло 12 композиций и ещё шесть — в «расширенную» версию. Основным продюсером альбома был Ши Тейлор (Shea Taylor), но одному человеку не по силам такой объем работы. Поэтому со-продюсерами выступили соавторы песен — Dream, Tricky, Babyface, Switch, Frank Ocean и другие, всего девятнадцать человек. Но во главе всего процесса была сама Бейонсе.

Янг: «Би была главным продюсером, каждая идея и каждый такт записи должны были быть одобрены ею. Могла появиться идея, и она (Бейонсе) могла сказать: «ОК, это отлично, но добавьте сюда живые ударные», ну вы понимаете. Это был её эксперимент, её идея, и эти идеи воплощала отличная команда. Это всё нашло отражение в саунде. Она сделала всё по-своему, но этот эклектичный микс создаёт волшебство. 'Run The World (Girls)' – первый сингл, в нём ударные как маршевая ритм-машина, это сделал (продюсер) Switch, потом песня '1+1' – чудесная баллада. В этом альбоме много крутых вещей. Она (Бейонсе) могла выдать песню за час, и это звучало потрясающе. Помню, как-то мы работали 36 часов без перерыва, она записала шесть песен, мы их отредактировали. Думаю, что она выжмет все соки из любого, кто имеет с ней дело!»

Альбом «4» официально вышел 24 июня 2011 года, но ещё за неделю до этого песни с альбома просочились в интернет. Диск моментально поднялся на первую строчку американского хит-парада Billboard, занял первое место в хит-парадах Франции, Бразилии, Австралии, Ирландии, Испании, Южной Кореи, Швейцарии, Великобритании. Общий тираж альбома на CD уже превысил 2 миллиона 100 тысяч копий.

Beyoncé – Countdown:




Вадим Михайлов (thesound.ru)

отзывы


  • 08:01, 31.05 2013
    Сюткин Егор Андреевич
    Пользователь
  • Хорошая статья. Ортодоксам аналога будет полезна.


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки

Интересные линки