ПРЕСС-ЦЕНТР



CHELMUSIC.ru TEAM

Большая битва Blur и Oasis за место в брит-поп чарте - полная история о том, как все было на самом деле


Дата публикации в СМИ: 1 сентября 2015
Дата создания: 1 сентября 2015
Читателей: 2106



Двадцать лет назад, Blur и Oasis представили свои долгожданные новые синглы в один и тот же день, создав этим самое серьезное противостояние за всю историю чартов. Битва Брит-попа захватила нацию, оживила британскую музыкальную сцену и определила эпоху. Здесь, в репликах главных музыкантов с обеих сторон, кроется истинная история самого большого скандала за историю поп-музыки.

РАССВЕТ БРИТ-ПОПА



В начале 1995 года бБрит-поп набирал огромную популярность. Во многом - благодаря гигантам сцены Blur, а также новичкам из Манчестера Oasis, которые наделали много шума, выпустив дебютную пластинку "Definitely Maybe".


Стивен Стрит (Продюсер Blur): «После выпуска в 1994 году альбома "Parklife" мы были очень оптимистично настроены. Blur были как никогда уверены в собственных силах. Мы знали, что, с выходом этого альбома, у нас были хорошие шансы попасть с ним в ротации радиостанций, чего нам не удавалось добиться последние три-четыре года. В это время Деймон вовсю наслаждался титулом одного из самых сексуальных мужчин на планете, и так как он все еще встречался с Джастин Фришманн из группы Elastica, их считали самой красивой парой.»

Джонни Хопкинс (Пресс-секретарь Oasis): «Первый полноформатник Oasis стал самым успешным дебютным альбомом на то время. С ним пришли уверенность, азарт, повод праздновать. Изначально мы хотели как можно сильнее дистанцироваться от Брит-попа. Я видел их всемирно известной рок-н-ролл группой. Идея Брит-попа казалась мне очень ограниченной и узкой, местами даже жуткой. Они не тусовались вместе с остальными Брит-поп командами в пабе "The Good Mixer", за исключением разве что одного раза, после пресс-конференции в NME, приуроченной к акустическому концерту Creation Unplugged. Мы подумали, что это стоит сделать, хотя бы лишь для того, чтобы дать предупредительный выстрел. БАМ, и дело сделано.»

Джон Харрис (Автор книги The Last Party, посвященной истории бритпопа): «Церемония Brit Awards 1995 года стала высшей точкой в понимании того, что у обеих групп была общая цель. До этого все награды на Brit Awards собирали Энни Ленокс и Крис Реа. Впервые инди-рок группы получали награды такого уровня. Когда Албарн поднялся на сцену, чтобы получить статуэтку за последнюю номинацию, по-моему, за лучшую группу, он сказал: "Мы должны разделить эту награду с Oasis", на что Грэхам в последствии ответил, что он уважает и любит Blur. Я так и не понял, пошутил он тогда или нет.»


СОПЕРНИЧЕСТВО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ




Шел 1995 год, и постепенно неприязнь между двумя гигантами брит-поп сцены становилась все более явной.


Стив Сузерланд (в то время редактор NME): «Несмотря на то, что Лиам и Ноэль постоянно ссорились друг с другом, провоцировать других им нравилось куда больше. В это время церемония NME Awards еще не была настолько популярной. И Blur, и Oasis успели выиграть кучу наград. Как-то раз, Лиам и, по-моему, Алекс из Blur встретились за кулисами. Лиам решил наехать на Алекса, и обозвал его кучей нелицеприятных слов. Грэм же, будучи изрядно подвыпившим, подошел к Лиаму и поцеловал того в щеку. Пижона Алекса они невзлюбили больше всего и считали его маленьким Лордом Фаунтлероем, не достойным славы. Он их очень бесил. Парни из Oasis вообще не считали Blur настоящим рок-звездами. Blur, в свою очередь, было абсолютно до фонаря, что думали о них Oasis.»

Деймон Албарн (Вокалист Blur, сентябрь 1995): «Никто из нас никогда первым на наезжал на Oasis. Ну, конечно был один раз, на выступлении Криса Эванса, когда я сказал, что его музыка чем-то напоминает "Status Quo". Но это был единственный раз. В остальном они всегда были зачинщиками.»

 Алан МакГи (Основатель лейбла Creation): «Деймон как-то пришел на вечеринку, посвященную первому месту Oasis в хит параде c песней "Some Might Say". Лиам подошел к нему и говорит такой: "Мы - номер один, а не вы! Не вы!". Деймон в свою очередь решил, что такое нельзя спускать им с рук. Так, Oasis, не изменяя себе, решили действительно возненавидеть Blur. А Blur, не изменяя себе, решили, что все это просто безобидная игра, в то время, как Oasis их действительно презирали в то время. В 90-ых я часто ходил на игры Челси и во время перерывов постоянно встречался с Дэймоном за куском пирога. Если честно, я думаю, он действительно понятия не имел, что Oasis настроены так серьезно.»

Албарн: «Когда Oasis заняли первую строчку чартов с "Some Might Say", я пришел на вечеринку, посвященную этому, ну типа, чтобы просто сказать: "Молодцы парни". Лайам подошел ко мне и кричит такой мне прямо в лицо: "Первое, мать твою, место!". И я про себе подумал: "ОК, мы еще посмотрим...»

Стрит: «Лиам совсем не следил на языком и даже как-то нагрубил Джастин. Деймон подумал: "Хочешь войны, так получай ее".»

Харрис: «У Албарна была эта жажда соперничества. Их общая цель превратилась в поле боя. Деймон решил, что Oasis наши соперники, а не союзники.»

ВЫБИРАЙТЕ ОРУЖИЕ



Когда пришло время выбирать синглы для предстоящих альбомов, Blur остановились на "Country House" и видео в стиле "Шоу Бенни Хилла". Oasis же, в свою очередь, выбрали старый добрый рок и песню "Roll With It". Ни для тех, ни для других успехом это не увенчалось.

Смит: «Достаточно иронично, что песни, привлекшие столь много внимания, были не лучшим примером того, на что способны обе группы. "Country House" повлияла на некоторые аспекты музыки Blur и сделала звучание более жестким.»

Росс: «Помню, как недовольны были ребята выбором "Country House" в качестве сингла. А пара человек были против видео с Кит Аллен и Пейдж Три. Но вне зависимости от того, несколько хороша была песня сама по себе, она звучала как лучший сингл. Это как если бы у меня была большая пушка - не важно насколько круто круто выглядит, главное чтобы была эффективной. Конечно, это не лучшая их песня, и даже не лучшая песня на диске, но необходимой цели она достигла. Не всегда тот человек, что набирает очки, является лучшим игроком.»

Стрит: «Выбор был очевиден. Как по мне, так песня отлично написана, строчки "blow me out/I am so sad/ I don`t know why" просто замечательные. В три с половиной минуты они впихнули все лучшее, что было в Blur. Но нам с Грэмом очень не нравилось, как сделали видео - оно превратило песню в дешевку. Меня оно жутко бесило.»
 
Тим Берджесс (солист группы Charlatans): «Ни одна из команд не показала себя с лучшей стороны. По сравнению с тем, чего к тому времени достигли Blur, песня "Country House" выглядела чем-то совершенно другим и неизвестным. А "Roll With It" - слишком плоская для Oasis.»

ВРАГ НАСТУПАЕТ



Когда даты выхода стали постоянно меняться, команда Blur решила поставить все на свои места раз и навсегда.

Росс: «Итак, две группы устроили заварушку между собой, но было потрачено как минимум шесть месяцев на то, чтобы это осталось в секрете. План, если это можно назвать планом, состоял в том, что сначала Oasis получат "Лучший Сингл", а потом его получим мы, или наоборот. Тогда они не будут конфликтовать. Наши пути контактирования были тщательно продуманы. Но, по какой-то неизвестной нам причине, они выдвинули свой сингл на шесть недель раньше намеченного. Это просто выбило нас из колеи. Ни с того, ни с сего, они выпускают свою запись раньше нашей. Мы тогда подумали, "мы" - это я, Деймон и Тони Водсворт, что если выпустим сингл через неделю после них, то не только окажемся в затруднительной ситуации с Oasis, но и с самим "Лучшим Синглом". У нас нет выбора: все или ничего. Они точно получат "Лучший Сингл", но также он может остаться у них и на неделе, когда выйдет наш сингл. Велика вероятность того, что мы окажемся на втором месте, а это равносильно катастрофе, потому что сил было потрачено немерено.»


МакГи: «Мы должны были выпуститься через неделю после них. Возможно, был какой-то другой выход, я не помню. Деймон сдвинул даты, и мы выпускались одновременно. Деймон превратил все это в большую битву.»


Росс: «Мы с Деймоном сидели перед "The Freemasons Arms", недалеко от старого здания EMI, разговаривали обо всем этом, и я сказал "Послушай, если мы выпустимся на неделю позже, мы будем на втором месте. А если выпустимся на одной неделе, то есть шанс стать первыми". Мы посмотрели друг на друга, Деймон был не против, и мы подумали "Что ж, выпускаемся одновременно, пойдем ва-банк". Мы осознавали, что подняли брошенную ними перчатку.»


МакГи: «Я не знал, удастся ли нам когда-нибудь догнать Blur, но они фактически затащили нас на игровое поле. У чувствовал себя как парень, который выходит на ринг с чемпионом. Они были чемпионами, и мы тоже хотели ими быть, и Деймон затащил нас на ринг. Мне это, конечно, казалось совершенной глупостью, но менеджеры Oasis решили, что синглы должны выйти одновременно. Знаете, они такие "Пошли они к чёрту! Это круто, чёрт возьми, давайте надерем им зад.»



Хопкинс: «Зашел разговор о том, должны ли мы сдвигать свои даты подальше от дат Blur. Но свою дату мы уже исправили и опубликовали, и у нас было все уже готово. Если они хотели менять свои даты, пожалуйста, флаг им в руки. Но мы свои уже забили.»



Стрит: «Blur все это не особо нравилось, особенно Граму. Но Деймону, упрямому и обожающему соперничать, не понравилась провокация Лиама и Ноэля, и поэтому он свою реакцию выразил публично, вступив в борьбу.»



Росс: «С журналистской точки зрения все это было подарком богов: битва титанов, почти как между The Beatles и The Stones. Кроме того, не думаю, что Beatles и Stones боролись за "Лучший Сингл.»


Сузерланд: «Терри Стонтон, который в то время работал в службе новостей NME, пришел в мой офис и сказал: "Обе записи выйдут в один день." Я всегда был фанатом мыльных опер на рок- и поп-сценах, поэтому мы превратили это в событие. Мы взяли постер с боя Мухаммеда Али, оставили рамку, немного поменяли слова, чтобы выглядело все как афиша боксерского матча и поместили на обложку.»



ДА НАЧНЕТСЯ БИТВА!




Все медиа страны быстро схватились за эту историю, катапультировали битву на первые полосы газет и телевизионные сводки новостей, и брит-поп мания разгорелась публично.



Росс: «Мой тесть живет в Норвегии, и на той неделе на обложке "Осло Таймс" была эта история... Уж если это было на первой полосе в Норвегии, то, скорее всего, оно на первой полосе по всему миру. Даже Америка удостоила вниманием. Это было центром внимания всего поколения.»



Харрис: «СМИ решили превратить все в классовую борьбу и Oasis помогли этому. Blur это не понравилось, особенно Грэму. Он совершенно не хотел предстать в качестве "среднего класса" - он был сыном военного. Телевизионные и печатные издания затаили дыхание.

Была одна история в журнале "The Sun" про молодоженов, где муж был фанатом Blur, а жена - Oasis, и она все время разбивала его диски. Музыкальные магазины охватил ажиотаж, ведь сразу два диска выходили в одно время. Я пришел в магазин "HMV" и купил диск Oasis. Для меня это было нечто вроде голосования.»



МакГи: «Мы бредово считали, что мы выиграем на той неделе. Даже Стив Сузерланд считал, что победа за нами, поэтому у него было два разных варианта обложки.»



Сузерланд: «Мы сделали две первых полосы, потому что пока не знали кто же победит, а дедлайн был жестким. И вот, мы сделали одну с Blur, другую с Oasis, и просто ждали. Было ощущение, что люди приходили в музыкальные магазины и покупали определенный диск только для того, чтобы второй альбом не обошел их, что довольно круто.»


Смит: «Все думали, что эту гонку выиграют Oasis. Мы чувствовали, что можем победить, но это было только предчувствие. Напряжение оставалось вплоть до вечера воскресенья.»



Албарн: «Мы не были уверены в победе на 100%. Никто не может быть уверен. Наивно считать иначе.»



И ПОБЕДИТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ...



Лучшая неделя продаж дисков десятилетия в Великобритании прошла на фоне постоянных жалоб о том, что Oasis проиграли из-за неисправности штрихкодов. Blur сделали Oasis со счетом 270000 копий против 220000.



Росс: «В воскресенье я чувствовал себя спокойно и уверенно - у нас был доступ к секретной информации. Мы со Стивеном и Деймоном собирались поиграть в футбол в Регентс Парк. Я ошивался у входа в паб пока ждал их. Набрал нужный номер и безэмоциональный голос одного из продавцов произнес: "Первое место - Blur". Я подумал "Ну ладненько, это хорошо". Заказал бутылку шампанского или чего-то еще, и мы поехали играть в футбол.»



Албарн: «Я был на отдыхе с моими родителями. Все было хорошо до вечера четверга, но начиная с пятницы меня начали реально уговаривать вернуться и уже в субботу я прилетел обратно. В Хитроу не было никакой информации. Я пришел в маленькое кафе на углу, и женщина ввела меня в курс того, что происходит в газетах... Энди Росс позвонил мне и сказал, что у него нет никаких сомнений. На следующий день я приехал поиграть в футбол, а Энди был пьян в стельку. Так что я знал, что мы победили, это было замечательно, потому что нам как-то нужно было пропиарить наш альбом "Parklife".»


МакГи: «Я узнал результаты самым первым, где-то в полдень. Я должен был позвонить ребятам и сказать, что мы заняли второе место, а потом просто продолжить свой день как обычно. Но я знал их, и, скорее всего, они тогда чертовски напились. Говоря это, я имею ввиду, что они напились бы в любом случае: выиграли бы или проиграли.»



Смит: «Цифры были невероятные. Группа праздновала в "Soho House", слушая обратный отсчет. Это было довольно странное мероприятие. Дейва не было, Алекс опоздал, Грэм не выглядел слишком довольным. Blur становились четырьмя отдельными личностями. Алекс был в окружении супермоделей и шампанского, а Грэм тусовался с группой Huggy Bear.»



Стрит: «Это была обычная воскресная вечеринка, где Грэм пытался выпрыгнуть в окно. Это было вроде шутки, типа "Выпустите меня отсюда". По-моему, он был сыт этим всем по горло к тому времени. Хотя мы и победили, ему не нравилась вся эта показуха и хвастовство. Грэму это все казалось цирком, и особо счастлив он от этого не был.»



Грэм Коксон: «Я бы предпочел отпраздновать это событие по-тихому, но, скорее всего, это невозможно. Я хотел, чтобы мы были первыми, просто потому что быть первыми - это нечто особенное. А теперь оно таковым уже не было... Как бы мне хотелось, чтобы релизы были как шахматная доска, и Oasis тоже стали бы первыми. Нам не нужна эта выдуманная война, нелепая война за место в чарте.»



МакГи: «У Blur была мощь EMI, они победили в битве, потому что предоставляли "экстра-CD" формат. Оба диска стоили меньше фунта. За 99 пенсов ты получаешь еще и дополнительные треки. Именно поэтому они нас победили. За ними стояла мощная машина маркетинга EMI, в то время как у нас были только 20 ребят, которые раздавали листовки со словами "Мы дадим вам немного песен Oasis". Была еще ошибка в штрих-кодах, но за неделю до этого, так что штрих-коды здесь ни при чём.»



Боунхед, гитарист Oasis (на сентябрь 1995): «Они могли бы стать номером один, а мы могли бы стать номером 102... Плевать. Мы делаем свою музыку, ты делаешь свою, и давай, чёрт возьми, этим и заниматься. Кому какая разница кто займет первое место?»



Лиам Галлахер, вокалист Oasis (на сентябрь 1995): «Мне есть разница, потому что я хочу быть на первом месте. Я думаю, что "Roll With It" отличная песня. Я встретил того Алекса в пабе, подлетел к нему и сказал "Мои поздравления, Номер Один, но это дело времени, чувак", а он "О, да. Всё равно обе наши песни были дерьмом". Я ответил ему "Нет, тут ты не прав, и именно поэтому я ненавижу твою группу и тебя. Я думал, что наша песня лучшая." Потом я спросил "Хочешь спою тебе строчку?" и я спел, и это было круто. Но они-то по-прежнему дерьмо.»



Алекс Джеймс, басист Blur (на сентябрь 1995): «Мне кажется, что Oasis крутая группа и это решающий момент брит-попа. Это не Blur против Oasis, это Blur и Oasis против всего мира... Многие люди не понимают одной вещи, читая газеты: все это соперничество выдумано. Я знаю, что когда захочу послушать хорошую песню, я могу пойти и написать ее. А когда я хочу сходить выпить, я могу позвонить Лиаму. Есть достаточно людей, с которыми я бы выпил, помимо Oasis.»



ПОСЛЕДСТВИЯ





Через несколько месяцев брит-поп стал главным культурным феноменом. В то время как альбом "(What`s The Story) Morning Glory?" Собирал небывалые продажи, становится ясно, что Blur выиграли битву, а Oasis выигрывали войну.



МакГи: «"Morning Glory" был полностью распродан, потому что у нас было мощное освещение в СМИ, да мы были в международных новостях, чёрт возьми! Мы пришли и продали 21 миллион копий этого альбома по всему миру. Oasis шли своим путем, но, кто знает, стали бы мы символом Британии без всей этой истории с Blur/Oasis... Сомневаюсь.

Считаю ли я, что все это было глупо? Да. Считаю ли я что, это сработало? Несомненно. Доволен ли я, что это произошло? Абсолютно.»



Сузерланд: «Брит-поп принимал всех, любому было несложно попасть в него. Каждую неделю появлялась новая группа и они могли произвести взрыв. Я не говорю, что все они были отличными, но ощущение было, что все они могут достигнуть чего угодно. У нас было свое бремя, всегда находился тот, кто говорил тебе "Все не так хорошо, как могло бы быть". И знаете что? Это, чёрт возьми, было. Все действительно было настолько хорошо, насколько могло быть, потому что мы круто проводили время.»



Берджесс: «Было здорово видеть знакомые нам группы, сражающимися за первую строчку чартов. Я помню, как Ренье было много анонимных поп-песен и безликих диджеев, сотрудничавших то с одними, то с другими. Одно удовольствие было наблюдать, как лунатики хоть ненадолго покинули свое убежище.»



Смит: «Из-за того, что "Parklife" имел большой успех, все верили, что "The Great Escape" станет еще более успешным. "The Universal" хотели снять фильм, чтобы показать его на Рождество. Но отснятый материал оказался достаточно мрачным. Фильм отменили, потому что Blur оказались не такими веселыми ребятами, как они рассчитывали.»



Харрис: «Во время первой волны брит-попа, искусство ради искусства еще существовало. Это отражалось в Blur, Elastica и Pulp. А затем уже началась эта гонка, где всем нужны были только продажи, кто же будет первым в чарте. В конце концов, это привело к тому, что люди превратили это в массовый продукт, только бы продать свои альбомы. После 96-го все интересное из брит-попа исчезло.»



МакГи: «У брит-попа было три возраста. Тот момент, период в Кнебворте и смерть Принцессы Дианы. Мы выпустили "Be Here Now", погибла Диана и страну больше не интересовал брит-поп. Это были три его основные стадии.»


Смит: «Когда я пришел в этот бизнес в 80-е, люди ныли, что такой группы как Beatles уже не будет, потому что все было разрушено и никто не сможет захватить массовую культуру. В 90-е было две группы, которые смогли это сделать. Я не думаю, что это когда-либо повторится с нами, но молю Бога, чтобы до сих пор остались обаятельные и бунтарские команды, которые сделают это самостоятельно.»
 

Специально для CHELMUSIC.RU
Марк Беамонт (NME), Перевод: Катерина Кузнецова

отзывы

На данный момент отзывы отсутствуют


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки
Служба подбора сиделок Мосмедпатронаж предлагает выгодную стоимость на все услуги.

Интересные линки