ПРЕСС-ЦЕНТР



Сегодня он играет джаз. Александр Нахимовский


Дата публикации в СМИ: 8 февраля 2019
Дата создания: 8 февраля 2019
Читателей: 788



Олег Митяев ежегодно проводит в Челябинске мероприятие «Светлое прошлое», на котором престижную премию вручают челябинцом, добившимся успеха и признания после того, как они покинули Южный Урал. Военные и бизнесмены, медики и ученые с мировым именем получают эту премию регулярно, но все же чаще всего за «Светлым прошлым» в Челябинск приезжают деятели культуры. Чаще всего это живущие и выступающие сегодня в Москве музыканты.

Но кто знает, может быть Олег Митяев обратит внимание на тех артистов, которые, уехав из Челябинска, радуют публику за океаном. Южноуральская музыкальная диаспора в США более чем внушительна. В Чикаго играет рок-н-ролл Максим Соколов, в Нью-Йорке читает рэп Александр Кальнев, в Калифорнии руководит хором легендарный основатель ансамбля «Ариэль» Лев Ратнер… И более чем внушительных успехов добился имеющий челябинские корни джазовый пианист Александр Нахимовский. В конце января его новый альбом Love`s Tango уверенно шел вверх по ступенькам американского джазового хит-парада.



Итак, в 18 лет вы покинули Челябинск…

Да. До отъезда я учился играть в челябинской музыкальной школе по классу скрипки, теорию музыки постигал в музыкальном училище. С большой благодарностью вспоминаю до сих пор Александра Волгуснова, он вел теорию. Учился я тогда вместе с Зоей Просвириной, она сейчас известный в городе человек – директор музыкальной школы. Успел поступить в институт культуры, но проучившись всего семестр, уехал - вначале в Гомель, а потом в 1977 году наша семья покинула СССР.

Но карьеру музыканта вы выбрали, еще находясь на Урале?


- Карьеру – это громко сказано, просто кроме музыки я ничем и не занимался. И продолжил эти занятия, едва оказавшись в США, я устроился аккомпаниатором в летнюю балетную школу. И уже более серьезно продолжил музыкальное образование, поступив в Mannes school of misic в Нью-Йорке, потом мы переехали в Коннектикут, где теорию я уже заканчивал на джазовом отделении. В колледже, где я учился, преподавал легендарный джазовый саксофонист Джеки Маклин (Jackie McLean), мне повезло с ним познакомиться и даже подружиться. Я стал бакалавром, а потом мастером по фортепианному аккомпанированию, играя классическую музыку.

А что для вас ближе – классика или джаз?

Я люблю и то, и другое, занимаясь и классикой, и джазом. Классическую музыку я очень люблю, но все же играть ее профессионально начал поздно и по-настоящему концертным пианистом не стал. Хотя мне удалось с классической музыкой выступить в знаменитом нью-йоркском зале «Карнеги-Холл», но признаюсь честно, я в тот раз лишь аккомпанировал классической певице. А сольно играл классику в основном в клубах и библиотеках. А вот с джазом в плане престижных залов мне повезло гораздо больше, где только я не выступал…

Все-таки моим жизненным призванием стал джаз, особенно – работа с вокалистами, это моя музыкальная специфика, которая у меня неплохо получается (улыбается). Именно игра с вокалистами дает мне наибольшее вдохновение. Обычно на сцене мы работаем в составе инструментального трио: я на фортепиано, ритм-секция и вокал.

Когда на серьезном уровне вы дебютировали на американской сцене?

Пока учился в коллеже – работал в Коннектикуте в музыкальном театре, почти четыре года играл там в бродвейских шоу. А с 1986 года начались регулярные джазовые выступления.

А с русскими музыкантами были на одной сцене?

Конечно! Играл с Валерием Пономаревым, трубачом, который уехал из Союза в США еще в 1973 году, где добился большого признания. Потом познакомился с саксофонистом Игорем Бутманом, в 90-м году он организовал состав в Нью-Йорке со многими ведущими русскими джазменами, и я тоже получил от Игоря приглашение. Мы играли в русском ресторане Fedoroff`s.

В Челябинске вы побывали в 2017 году на фестивале «Весенний бит» и удивили всех местных любителей музыки, ведь в вашем составе играли музыканты, когда-то номинированные на премию «Гремми». Такие звезды на Южном Урале редкость. Как вам удалось их сюда привезти?

«Весенний бит» - это было замечательно. Это ведь мой первый приезд в Челябинск после более 40-летнего отсутствия в родном городе. И ощущения были совершенно сюрреалистические. Удивительные встречи с бывшими сокурсниками – Зоей Просвириной, Галиной Морозовой и другими друзьями. Хотя в Россию до этого я уже приезжал более десятка раз, пролетал над Челябинском, отправляясь на джазовые фестивали в Иркутск и Новокузнецк, а в 2009-м подобрался уже совсем близко – играл в Екатеринбурге. И наконец, благодаря челябинцам - Марии Эйдельштейн, Виталию Павлову, Станиславу Твердохлебу, Сергею Кантору и Наталье Риккер я вернулся на малую родину.

А выступал я действительно с уникальными музыкантами – певицей Рене Мари (Rene Marie) и ее составом. В котором я на некоторое время потеснил ее пианиста – великолепного Джана Чина.

А когда состоялся ваш первый концерт в России?


- Он состоялся в 1998 году с подачи Валерия Пономарева, который позвонил мне и весело отрезал: «Шурик, надо ехать в Сибирь». Куда мне было деваться (смеется)? Это был фестиваль «Джаз на старой крепости», который регулярно проводил в Новокузнецке Анатолий Берестов, к сожалению, ныне покойный. Пономарев был приглашен, полететь не смог и послал на замену меня. Мы в Сибири играли квартетом: я, два американских музыканта – саксофонист и барабанщик, а из Новосибирска к нам присоединился контрабасист Дмитрий Аверченков.

Мы подружились с Берестовым и спустя три года я уже персонально получил от Анатолия приглашение снова побывать в Сибири. Выступил в составе с музыкантами из США, а в 2002 году я опять поехал в Новокузнецк, уже с певицей Шон Монтеро. Мы делали концерт из двух отделений, в первом выступал Толя Берестов с певицей из Новокузнецка Ольгой Юшковой, а во втором я аккомпанировал певице негритянской. Ну, и конечно, говоря о моих российских выступлениях, нельзя не рассказать о сотрудничестве с таким интересным человеком и джазовым мультиинструменталистом Давидом Голощекиным. По его приглашению я играл в Санкт-Петербурге, а потом помог Давиду и Игорю Бутману отыграть концерт в Коннектикуте. И еще немного позднее мы проехались с Давидом и моим американским составом по Нью-Йорку, Бостону, Чикаго, Филадельфии и еще нескольким городам США.

А записи выступлений остались?

- Да. С Голощекиным мы пошли в студию и в течение одного дня записали совместный альбом. Нам помогали очень хорошие музыканты – Джонатан Блейк, на мой взгляд это один из самых выдающихся барабанщиков современности, и замечательным басист Шон Конли. Получившийся CD вышел под названием «Давид Голощекин и трио Алекса Нахимовского. US Tour-2002». Моя знакомая сделала неплохой дизайн обложки, да и сама запись удалась, Голощекин был доволен нашей сессией. В альбом вошло три или четыре оригинальных пьесы Давида, и пять-шесть джазовых стандартов. У Давида потом выходила на дисках компиляция его лучших записей «Избранное» и один трек из нашего нью-йорского альбома там тоже присутствует.

Александр, а вы сами музыку сочиняете?

Сочиняю. Кстати, на днях с певицей June Bisantz мы записали альбом Love`s Tango и там вся музыка моя. Как сообщил мне недавно наш промоутер, альбом вошел топ-20 самых добавляемых CD в Америке, он на позиции №15 и его можно послушать у меня на сайте или скачать через iTunes или AppleMusic (lovestango.hearnow.com). Я очень доволен результатом.

Вы зарабатываете деньги исключительно музыкой?

Да, только музыкой. Вот уже 20 лет я преподаю в школе искусств в Хартфорде. И гастролирую, получая за свои выступления гонорары.

А где побывали, кроме США и России?

Например, в Японии, регулярно езжу в эту страну с концертами с 2005 года. У меня даже есть запись с, пожалуй, самым известным сейчас японским композитором Джо Хисаиси (Joe Hisaishi) и симфоническим оркестром.

Какие планы на наступивший 2019 год?

Продолжать расти как музыкант, как аранжировщик, как композитор. Жду реакции публики на новый релиз. Планирую летом еще раз выступить в Японии. Так что буду наслаждаться жизнью, творчеством и стараться делать доброе, полезное и вечное (улыбается).

А в Челябинске побывать?

Как получится. Но я всегда с удовольствием вспоминаю свою челябинскую юность.

А наших музыкантов кого знаете?

Естественно, выходца из Челябинска, легенду отечественного джаза Анатолия Кролла, даже общался с ними на фестивале у Давида Голощекина. Обменялись любезностями с земляком. Естественно, музыкальными кумирами нашего детства были артисты из ансамбля «Ариэль». Слышал про братьев Риккеров и с удовольствием познакомился с ними, когда побывал на фестивале «Весенний бит». Хорошо знакомо и имя Станислава Бережнова, известного в Челябинске джазмена. Из молодых знаю, что в составе у Игоря Бутмана играет контрабасист из Челябинска Константин Корчагин, общался с ним, когда ребята приезжали на гастроли в Бостон. Еще знаю двух барабанщиков – Павла и Олега, которые сейчас живут в Нью-Йорке, они уехали в США лет 20 назад, но встретившись, с удовольствием вспоминает, что мы – родом из Челябинска.

Специально для CHELMUSIC.RU
Роман Грибанов

отзывы

На данный момент отзывы отсутствуют


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ






 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
 ТЕХНОЛОГИИ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Ссылки

Интересные линки