ПРЕСС-ЦЕНТР




Иначе/P.S. (ДДТ)







Жизнь убеждает в том, что заставить кого-то понять и принять определенный факт, при отсутствии у «субъекта вдалбливания» соответствующего желания и, главное, готовности понять и принять его, невозможно. В этой связи, следующие несколько абзацев не представят ровным счетом никакой ценности для меломанов, видящих в ДДТ этакий проржавевший  механизм с пошловатым «русроковым душком». А брошенное вскользь упоминание о том, что средний возраст участников питерской команды близок, скорее, к Radiohead, Foo Fighters или даже Coldplay, чем к Машине Времени или Чайф, покажется и вовсе не к месту.

А это действительно так: на новом двойном (!!) альбоме «Иначе/P.S.» мы слышим обновленную, омоложенную группу ДДТ. И здесь, конечно же, не может не защемить душу – группу покинули сразу несколько, казалось бы, незаменимых музыкантов. Бродить по миру (в прямом смысле) отправился басист Павел Борисов; искать новое музыкальное поприще пришлось барабанщику Игорю Доценко и саксофонисту Дяде Мише Чернову, не нашедшим себя в новом звучании ДДТ, – первый, к слову, сейчас гастролирует с Чижом, а второй играет джаз в питерских клубах. Наконец, на новом альбоме и в новой программе мы не услышим полюбившихся голосов Ольги Черниковой и Татьяны Кочергиной из фольклорного ансамбля Радуйся.

На этом месте можно было бы остановиться и вспомнить о неприятном уходе «электрического партизана» Вадима Курылева без малого десятилетней давности, который сопровождался такими же неприятными его комментарии в адрес Юры Шевчука (того самого, музыканта). «Посолить» это можно затертой темой борьбы с попсой, сделавшей Шевчуку медиа-образ оголтелого и чуть ли не бесноватого чудака. «Поперчить» удастся близостью к Православной Церкви, что многими нетерпимыми запросто может восприниматься как пропаганда или, чего доброго, мессианство. Ну и «на закуску» можно уличить Шевчука в связях с олигархами и «сомнительным оппозиционерам» (Несогласные! Парнас! Немцов!).

Но обойдемся-таки без этой околомузыкальщины, коей вокруг ДДТ и Юрия Шевчука всегда было предостаточно. Тем более, что «Иначе/P.S.» дает для этого много подходящих поводов.

Группа готовила этот альбом несколько лет, и первые сколько-нибудь официальные заявления о нем стали появляться летом 2011 года. Нам обещали отобрать лучшие из 30 сочиненных песен; в итоге же мы получили 28. Хороший бонус? Более чем!

Диск «Иначе» и диск «P.S.» - это не две стороны одной медали и не вытекающие одна из другой части одной большой истории. Стержень релиза – это, безусловно, 16-трэковый концепт «Иначе», с четкой идеей, крепким духом и выстроенным в едином ключе звучанием. «P.S.» же в этом свете видится своего рода «десертом» – подарком для фанатов, в котором, однако, есть что найти и случайно заглянувшим на огонек слушателям. Вот с него мы и начнем.

 «P.S.» - это фруктовый салат из 12 переаранжированных песен разных лет, что и делает материал диска примечательным – он дает нам возможность увидеть несколько музыкальных ипостасей ДДТ, которые группа принимала на протяжении своего творческого пути. Что-то отсылает к «русскому року ДДТ», другое – к «русскому шансону ДДТ», есть и отсылки к ДДТ «иному».

Аранжировки уже знакомых песен «Нежность» и «Где мы летим» (известной раньше как «Джаз»), увы, несколько уступают оригинальным, – но это вполне компенсируется порцией здорового смеха, вызываемого сатирой трэков «Моногород» и «Басни о власти». Рядом с драйвовыми рок-боевиками «Повелитель мух» и «Рок-н-рольная муза» весьма гармонично соседствуют неторопливые «Северный гранит» и вкрадчивая, раскрывающаяся к концу «Песня расстроенного человека». Под «Хич», – самый старший трэк на диске – пожалуй, каждый будет притопывать ножкой, со светлой грустью, но с улыбкой на лице вспоминая о приключениях своей беззаботной и вольной юности. Наиболее же примечательной композицией диска можно смело назвать «Made in China» - интересная, современная аранжировка вкупе с великолепной вокальной линией отправляют эту песню в категорию «на повтор» и по праву делают ее единственной с «P.S.», попавшей в сет-лист монументальной лайв-программы, стержнем которой является материал  диска «Иначе».

ДДТ готовили нас к тому, что новая программа будет: а. жесткой; б. электронной. В полной же мере не сбылось ни одно из этих предсказаний.

По-настоящему жесткими можно назвать песни четыре, но тот факт, что расположены они в первой части альбома, может отталкивающе подействовать на среднестатистического слушателя. И в такой ситуации ему не удастся расслышать ни интересные музыкальные решения, ни актуальность месседжа текстов Шевчука – его отпугнут кардан «Кризиса» или ломаный речитатив «Солнечного света».  А жаль.

«Электронность» звука также занимает далеко не доминирующие позиции. Доминантой альбома, скорее, является то, как интересно уживаются в новом материале электронные фишки гитары и синтов с духовой секцией и чистым клавишным звуком (приятно, к слову, слышать живые партии струнных инструментов, а не их электронную имитацию).

Еще одной особенностью, о которой просто нельзя не упомянуть, является отменная подача новой ритм-секции. Бас-партии ДДТ никогда не отличались сложностью – скорее, им была присуща мелодичность. Сейчас же бас звучит, возможно, чуть проще, но в сочетании с мощными и в меру разнообразными барабанными партиями это дает зубодробительный эффект.

К слову, не только тандему Романа Невелева и Тёмы Мамая, но и остальным новичкам удалось хорошо вписаться в новое звучание. Вокал Алены Романовой стал более урбанистической (если это слово тут применимо) версией ансамбля Радуйся; тромбонист Антон Вишняков прибыл в поддержку Ивану Васильеву  и вошел в постоянный состав группы (хотя на самом альбоме духовую секцию дополняют несколько приглашенных саксофонистов). Ветераны же, – гитарист Алексей Федичев и клавишник Константин Шумайлов – как можно полагать, вновь стали основной ударной силой в сочинении аранжировок.

Альбом открывают индастриал-инструментал «Noise №1» и эпическая «Родившимся этой ночью», отлично характеризующая весь диск – яркий, сбитый рок вкупе с серьезной и проникновенной текстовой составляющей. Вообще, поэзия Шевчука проходит красной линией через всю пластинку, посыл которой, при всей ее глубине, понятен и прост: попробуй отказаться от стереотипов, начни задаваться вопросами, попытайся переосмыслить свои жизненные ценности.

И, право, невозможно не взглянуть со стороны на мир и на самого себя после трэка «Солнечный свет»  с его острыми и изобличительными посылами, или не вторить крикам песни «Пустота», так интригующе срифмованной, или остаться равнодушным после трогательного стихотворения «Проводник».

Во второй половине пластинки жесткость постепенно сходит на нет, уступая место более размеренным композициям вроде радужной «Напиши мне, напиши» или распевной рэп-баллады (да!) «Песня о времени». Богат и контраст эмоций: насколько настойчиво зазывает в танец вокруг костра фолк-рок джем в концовке песни «Встреча», настолько сильна грусть личной «Когда ты была здесь». Боевик «Новая Россия» цепляет своим припевом, как и его собрат «За тобой пришли», в котором также нашлось место чумовой партии духовых, потрясающему гитарному бриджу и мощной концовке.

Альбом завешает дилогия в стиле «инь-янь». Тревожная «Песня о свободе» в жанре стареньких ДДТ – апогей «Иначе», и, при должном проникновении в дух альбома, пожалуй, способна пробить на слезу (те, кому довелось побывать на концерте, думаю, согласятся). Но противовес ей – исполненная надежды и светлых ожиданий от будущего заключительная «Юго-западный ветер»: именно ее оптимизм («Завтра всё будет иначе, / Завтра – будет иначе»), насколько странным бы это не показалось, является главенствующей  идеей новой программы. И это не революционный призыв, не отчаянное вопрошание небесной манны в виде мифических перемен – это искренняя вера в то, что самый обычный человек сможет стать другим. А произойдет это – наступит порядок и с тем, что «народ избирает власть, которую заслуживает», и с принципом «возлюби ближнего своего».
 

Девятнадцатая номерная работа группы ДДТ – шаг к новому, свежему, современному рок-звучанию, без толики прогиба под радио-форматы или предпочтения публики, с сохранением совести и сознательности месседжа. ДДТ не стареет – в прямом и переносном смыслах. Могло ли быть иначе? Конечно, могло. Но не случилось. И это хорошо.

До встречи, ДДТ. Ждем двадцатой пластинки.


ДДТ – «Иначе/P.S.», 2011
Navigator Records


«Иначе»
    •    Noise №1
    •    Родившимся этой ночью
    •    Солнечный свет
    •    Эй, ты, кто ты
    •    Пустота
    •    Кризис
    •    Проводник
    •    Напиши мне, напиши
    •    Встреча
    •    За тобой пришли
    •    Новая Россия
    •    Noise №2
    •    Песня о времени
    •    Когда ты была здесь
    •    Песня о свободе
    •    Юго-Западный ветер

 «P.S.»
    •    Серый боров
    •    Моногород
    •    Басня о власти
    •    Больница
    •    Песня расстроенного человека
    •    Повелитель мух
    •    Made in China
    •    Нежность
    •    Где мы летим
    •    Северный гранит
    •    Рок-н-ролльная муза
    •    Хич


ПОКУПАЙТЕ МУЗЫКУ НА ЛИЦЕНЗИОННЫХ КОМПАКТ-ДИСКАХ!

Денис 'Ёж' Стариков
 


отзывы


  • 08:31, 30.12 2011
    Макс[svoidela@mail.ru]
    Гость
  • Хорошая рецензия на действительно стоящий альбом.
    Тем же, кто был на концерте и пополнил музыкальные ощущения отменной картинкой повезло вдвойне


Для добавления комментария необходимо авторизоваться.


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ




 НОВЫЕ СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНЫЕ
РЕЛИЗЫ и ОБЗОРЫ

ПоСети!
НАШИ ПАРТНЁРЫ



Интересные линки